Мнение

Признак катастрофы: почему ЕС, Украина и Россия не могут договориться о транзите газа и чем это грозит

Признак катастрофы: почему ЕС, Украина и Россия не могут договориться о транзите газа и чем это грозит

Переговоры о продлении транзита российского газа через Украину опять зашли в тупик. Еврокомиссия обвинила Россию в нежелании идти на уступки, в Киеве в свою очередь заявили, что еще надеются подписать контракт с Россией до конца года. Следующий раунд переговоров назначен на конец ноября. Но, как уверяет Дмитрий Лекух, ждать от него нечего. 

Единственный положительный результат работы трехсторонней комиссии ЕС-РФ-Украина заключается в том, что стороны продолжают пытаться договориться. И пока посуду, что называется, не бьют. Более того, по настоянию представителя ЕС, заместителя председателя Еврокомиссии Мароша Шефчовича, готовы повидаться друг с другом уже в ноябре. Хотя понятно, что результаты грядущего "трехстороннего раунда" вряд ли будут хоть в чем-то отличны от только что завершившегося. Но главное не прекращать поступательные движения. Скорее всего, все уже если и не "принимают", то уж совершенно точно понимают: готовиться надо отнюдь не к потеплению в отношениях. Готовиться надо к зиме.

Практические действия участвующих в переговорах и вежливо улыбающихся друг другу высоких сторон, говорят, к сожалению, именно об этом. На самом деле та же Украина, с одной стороны, вроде бы как и "рассматривает" пакетные предложения России (вплоть до прямых поставок газа без всяких "условных словацких реверсов") и даже обещает ЕС и РФ просто имплементировать европейское энергетическое законодательство в свое, проведя даже и анбандлинг (т.е. выделив независимого оператора ГТС в отдельную компанию). Что в идеале вообще снимает всякую необходимость в транзитном договоре: новый оператор будет обязан выставлять свои мощности на аукционы, как это делает, к примеру, продолжающий "Северный поток" германский OPAL, и при выкупе этих мощностей у "Газпрома", как у единственного поставщика, не связанного никаким Третьим энергопакетом, просто вообще не будет никаких конкурентов. Но, с другой стороны, сделать это Киев в такие короткие сроки это вряд ли успеет (о чем "Газпром" неоднократно и прямо говорил). 

Во-вторых, о прекращении транзита разного рода украинские деятели, начиная от "черного кардинала" Коломойского и главы "Нафтогаза" и заканчивая мелкотравчатыми депутатами, говорят уж слишком часто. Вывод тут довольно однозначный: Украина рассматривает такую возможность всерьез. Несмотря даже на то, что внешний антураж переговоров, казалось бы, именно украинцам позволяет надеяться на лучшее.

Уже сейчас понятно, что "Северный поток-2" до Нового года немного не достроят: да, это всего лишь временная задержка, датчане только что дали разрешение, — так что месяц. От силы два. А может, успеют и до Нового года, но все равно пока то-се, подключение, дополнительная наладка. А у "Газпрома" длинные контракты. И их нарушения, даже по откровенно форсмажорным обстоятельствам, достаточно чреваты. А плюс еще довольно замысловатое решение Европейского суда по OPAL, фактически "отключающее" "Северный поток" от половины его мощности. Да, все понимают, что это решение будет обжаловано и почти гарантированно "снесено", ибо ему удивились даже подававшие иск поляки.

Но опять-таки это время. А время в этой конкретной ситуации — это больше, чем деньги. Украине ли этого не знать. И тем не менее именно Украина демонстрирует некоторую неуверенность в себе и совершенно явно готовит население к худшему варианту развития событий. 

Практические действия российских энергетических структур на фоне подготовки "министерского саммита" выглядели достаточно логичными и убедительными для того, чтобы дать понять всем заинтересованным лицам: российская сторона тоже готовится к любому варианту развития событий, включая самый наихудший и вполне реалистичный. Тот самый, когда "страна-транзитер" окончательно заиграется в шантаж и "хотелки", и транзитный договор по доставке российского газа по украинскому маршруту так и не будет ни подписан (в новом виде), ни продлен (в старом), что как промежуточное решение предлагает российская сторона.

И эти "элементы подготовки" к "плохому" сценарию также выглядят вполне убедительно. Уже сейчас очевидно, что к новому году будут забиты под самую завязку все принадлежащие как "Газпрому" и его европейским партнером, так и арендованные ими европейские ПХГ. Фактически решена, пусть и на временной (но вполне достаточной) основе, проблема недозагрузки OPAL по решению европейского суда. Сейчас спешно достраиваются сухопутные продолжения Nord Stream 2, и выпадающие объемы временно пойдут именно туда.

И не беда, что "временно": данное решение суда тоже, есть основания полагать, не постоянно. Сейчас это просто дает возможность безболезненно отыграть часть того "времени", которое пытается "выиграть" Украина.

Но самый главный российский "аргумент" под грозным и славным названием "Маршал Василевский" уже давно, с августа месяца, стоит в порту Роттердама. Эта та самая плавучая регазификационная установка мощностью до десяти миллионов кубов в день (!), которую не так давно испытывали в порту Калининграда, если помните. Еще в сентябре глава другого российского газового гиганта Леонид Михельсон не очень громко (кому надо, те услышали), но довольно убедительно заявил, что у его компании есть достаточно не законтрактованных объемов СПГ, чтобы поддержать одного из своих учредителей ("Газпром") в благом деле исполнения любых европейских контрактов при любом, даже наихудшем развитии событий.

И эта газпромовская готовность не уступать, с одной стороны, нас радует: это говорит в том числе и о том, что российская экономика и государственность в достаточной степени "повзрослели", чтобы осознавать свои стратегические интересы и быть готовыми отстаивать их при любом развитии событий.

Но с другой, есть опасения, что если стороны так усиленно готовятся к негативному сценарию, то именно он и будет осуществляться в самом ближайшем будущем. А это может быть такая катастрофа, что, к примеру, Украина эту зиму может просто физически не пережить. Бог с ними, с деньгами, но на "транзит" за счет этих дурацких "реверсов" подвешено и внутреннее газоснабжение украинских земель. На секундочку, в самый разгар зимы и при насквозь "дырявой" и предельно хрупкой экономике.

Понятно, что даже такая странная власть, как нынешняя украинская, тоже не сидит сейчас сложа руки и что-то в ПХГ сейчас идет. Но вот только этого "чего-то", особенно если учесть историческую географию украинской трубы и то, что ПХГ там сосредоточены исключительно на западе, только Западной Украине (ну, хорошо, еще частично центральной) и хватит. Да и то не очень надолго. Особенно если как раз в январе следующего года придут давно обещанные холода.