В течение шести лет президентская платформа "Россия – страна возможностей" следит за настроениями россиян: за это время проведено более 70 исследований, а в опросах платформы приняли участие 560 тысяч россиян.
Президентская платформа проводит собственные исследования и совместные проекты с партнерами – образовательными сервисами, аналитическими центрами, карьерными площадками, крупными работодателями, в частности, HeadHunter, ANCOR, НАФИ, Нетология, Сбер, ГК "ЭФКО", – для выявления актуальных трендов в образовании и саморазвитии, отношении россиян к обучению, карьере, наставничеству, стажировкам, а также для оценки сложностей на профессиональном пути.
Среди наиболее известных исследований платформы – изучение отношения студентов к предпринимательству и наставничеству совместно с Министерством образования и науки РФ, Министерством просвещения РФ, а также Институтом развития профессионального образования; опрос по теме молодежного предпринимательства совместно с молодежными акселераторами Сбера; анализ рынка стажировок и найма кандидатов без опыта , а также восприятие бренда работодателя "Талантист" совместно со стаффинговой группой ANCOR; выявление потребностей молодежи в самореализации совместно с Аналитическим центром НАФИ; обзор карьерных траекторий студентов совместно со Всероссийской олимпиадой студентов "Я – профессионал".
«С помощью исследований мы выясняем, каких проектов или конкурсов не хватает россиянам и в каких сферах пока недостаточно возможностей для самореализации. Например, в марте прошлого года мы проводили опрос среди более 73 тысяч молодых специалистов, и выяснили, что большинство респондентов считают самыми востребованными инструментами для успешного старта карьеры – стажировки. Тогда мы запустили проект "Профразвитие" для тех, кто пока не имеет опыта работы, но хочет подготовиться к выходу на рынок труда. Мы получили огромный отклик как от молодежи, так от работодателей-партнеров, которые предлагали стажировки. Кроме того, обратная связь от наших участников позволяет вносить изменения непосредственно в организацию проектов, делать их более актуальными и востребованными», – рассказал исполнительный директор президентской платформы "Россия – страна возможностей", ректор Мастерской управления "Сенеж" Андрей Бетин.
Результаты внешних и собственных исследований позволяют платформе корректировать текущие образовательные программы проектов и конкурсов, чтобы их участники не только получали опыт, но и прокачивали актуальные для их отрасли и рынка труда компетенции. Особое внимание в рамках проекта "Центры компетенций" уделяется масштабным опросам студентов – в 2023-2024 учебном году респондентами стали свыше 240 000 человек, которые помогали выявить приоритетные факторы выбора будущей работы среди молодежи.
"Результаты исследования показали – сегодняшние студенты четко выражают свои желания к выбору будущих работодателей, ориентируясь на свои ценностно-компетентностные профили. Для них важны большие вызовы, осознание, что они являются частью чего-то большего и значимого. При этом главный мотиватор для молодежи – признание их заслуг на первом этапе работы. При этом в высокой степени ребят демотивируют стабильность, традиции и возможность/обязанность управлять командой. Поэтому компаниям при подборе молодых сотрудников важно учитывать мотивацию нашей молодежи, чтобы привлечь талантливых выпускников и сформировать сильную команду профессионалов", – рассказал заместитель генерального директора АНО "Россия – страна возможностей" Дмитрий Гужеля.
Аналитики "Центров компетенций" также составили обновленный профиль компетенций молодого специалиста, который востребован работодателями, а также зафиксировали разрыв между рынком труда (потребностями работодателей) и актуальным состоянием сферы образования (представления студентов и преподавателей).
"Взгляд работодателей на выпускников российских вузов сегодня в корне отличается от того, что было в 2020 году. Тогда в компаниях ждали молодых специалистов, выстраивающих отношения партнерства, клиентоориентированных, амбициозных, организованных, способных анализировать различного рода информацию. Сегодня фокус работодателей сместился: на первое место вышла обучаемость, готовность к саморазвитию, способность проявлять гибкость и справляться со стрессовыми ситуациями на работе", – отметила руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии АНО "Россия – страна возможностей" Екатерина Степашкина.
Эксперты также отмечают, что представители университетов и студенты переоценивают или недооценивают ряд компетенций, что создает опасное для рынка труда расхождение между тем, какие требования к молодым специалистам предъявляют работодатели. Но проект "Центры компетенций" больше двух лет помогает предотвратить проблемы, вызванные недостаточным пониманием требований работодателей к профилю выпускника и начинающего специалиста.
Президентская платформа отслеживает результаты своей работы, опираясь не только на национальные, но и на международные рейтинги, например, "Глобальный рейтинг конкурентоспособности талантов" (индекс вклада государств в развитие человеческого капитала). С момента основания президентской платформы и, в том числе благодаря ее деятельности, положение России в рейтинге выросло на 84 пункта по критерию "Доступ к возможностям роста", на 64 пункта по критерию "Легкость поиска квалифицированных кадров", и на 23 пункта по критерию "Привлечение талантов". Если в 2013-2018 гг. Россия в среднем занимала 55-е место в "Глобальном рейтинге конкурентоспособности талантов" (GTCI), то в 2019-2023 гг. – уже 49-е. Всего рейтинг включает 70 переменных, среди которых – индикаторы привлечения и удержания талантов, открытость и качество образования, доступ к возможностям для роста и развития и многое другое, и оценивает положение 134 государств.