Ранее перевозившие российское топливо судовладельцы начали по рекордным ценам продавать танкеры. Корабли приобретают "неизвестные лица", планирующие продолжить поставки нефтепродуктов и нефти из России, пишет TradeWind. Сами европейские фирмы не планируют оставаться на этом направлении и надеются компенсировать убытки путем продажи танкеров.
Примечательно, что эти неизвестные покупатели выбирают новые маршруты поставок. В частности, основной экспорт направлен не в страны Евросоюза, запретившего 5 декабря 2022-го и 5 февраля 2023-го ввоз отдельных видов российского топлива, а в Африку, Латинскую Америку, Азию и на Ближний Восток.
По информации судового брокера Xclusiv, с 1 по 28 марта на рынке танкеров было продано 54 судна, перевозящих нефть и нефтепродукты – из них только в 12 случаях покупатели были известны. Остальные сделки остались непрозрачными, доступна только информация об их размещении: Турция, Китай, Ближний Восток и Сингапур.
В конце марта суда продавала крупная компания-судовладелец German Tanker Shipping (GTS). Немецкая фирма по рекордным ценам реализовала сразу два старых корабля – танкеры Seahake (32,5 тыс. тонн) и Searay (32,3 тыс. тонн). За суда, которым в 2023 году исполняется 20 и 19 лет соответственно, отдали по $15 млн. Корабли имеют ледовый класс (1B) и подходят под перевозку топлива из балтийских портов России.
Ранее стало известно, что стоимость фрахта танкеров растет из-за ухода судов в тень. В общей сложности за прошлый год к неизвестным владельцам перешло больше 100 судов. Общий размер теневого флота может составлять больше 600 вымпелов, из них треть приходится на танкеры для перевозки сырой нефти. С "белого" рынка ушли танкеры на $2,2 млрд, и цены на перевозку пошли вверх. Пару месяцев назад средняя стоимость дневного фрахта для транспортировки дизельного топлива через Атлантику составляла $10 тыс., сейчас – не меньше $55 тыс.
21 января США пришли к соглашению с союзниками по условиям введения потолка цен на российские нефтепродукты. Всего установлено два потолка: первый касается нефтепродуктов, которые продаются с премией по отношению к сырой нефти, в основном это дизельное топливо и бензин, второй — мазута и керосина, которые обычно торгуются с дисконтом. Ограничения вступили в силу 5 февраля.
Экспорт нефти из РФ сократился в декабре 2022-го на 22% - до 2,5 млн баррелей - на фоне введения нефтяных санкций против страны. За рамками ограничительных мер осталась "небольшая группа покупателей российской нефти", в том числе Индия, Китай, Турция и Болгария.