Общество

"Высокое напряжение" объяснило, почему Казахстан тянет с выбором партнёра для строительства АЭС

"Высокое напряжение" объяснило, почему Казахстан тянет с выбором партнёра для строительства АЭС
"Высокое напряжение" объяснило, почему Казахстан тянет с выбором партнёра для строительства АЭС

Нынешней осенью Казахстан одобрил на референдуме идею строительства АЭС на юге страны. Однако национальный регулятор пока что не определился с поставщиком реакторов, хотя список претендентов был утверждён год назад. Телеграм-канал "Высокое напряжение" объяснил, почему так происходит.

Среди претендентов на контракт:

  • Росатом с реакторами ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200, которые используются на четырёх энергоблоках Тяньваньской АЭС на востоке КНР и строящейся в Турции АЭС "Аккую".
  • Китайская компания CNNC с реактором HPR-1000, применяющимся на третьем и четвёртом энергоблоке АЭС "Фанчэнган" на побережье Южно-Китайского моря.
  • Южнокорейская KHNP c реактором APR-1400, работающим на АЭС "Барака" – первой атомной электростанции в истории ОАЭ.
  • Французская EDF с реактором EPR-1200 – им оснащён третий энергоблок АЭС "Олкилуото", введённый в эксплуатацию в Финляндии в прошлом году.

Уже после референдума о строительства АЭС президент Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что работы должен выполнять международный консорциум. Но здесь не всё так просто: реакторы разных поставщиков, как правило, используются уже на стадии расширения АЭС. Так, на упомянутой Тяньваньской АЭС первые четыре реактора ВВЭР-1000 были подключены к сети в 2006-2018 годах, а пятый и шестой блоки (с китайскими реакторами ACPR-1000) – в 2020 и 2021 годах.

"В России наверняка будет болезненно воспринято участие французской EDF, а в Китае – южнокорейской KHNP, при этом самому Казахстану вряд ли захочется сделать выбор исключительно в пользу РФ и КНР", – поясняют авторы ленты.

В самом Казахстане идея строительства АЭС не вызывает единодушия: например, летом, во время слушаний в Алматы, произошла драка из-за недопуска к микрофону противников проекта. Недовольство во многом базируется на том, что Казахстан – один из лидеров в бывшем СССР по объему сжигания попутного газа, который после переработки можно было бы использовать для выработки электроэнергии. При этом в республике есть большой потенциал для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ): так, в ходе COP29 Казахстан, Узбекистан и Азербайджан подтвердили намерения о реализации проекта "Зелёный коридор", который предполагает масштабный ввод ВИЭ для экспорта электроэнергии в ЕС транзитом через Турцию.

Нельзя сбрасывать со счетов и импорт электроэнергии – не только из России, но и из северо-западного региона Китая, где есть профицит мощности. Всё это будет подталкивать Казахстан к затягиванию с выбором поставщика реакторов – до того момента, пока внешний фон не станет более спокойным.