В сентябре Facebook* столкнулся с чередой обвинений со стороны СМИ, общественности и даже собственных акционеров. Разоблачения следовали одно за другим, а источником информации в основном были внутренние документы ИТ-гиганта, опубликованные зарубежными журналистами из Wall Street Journal (WSJ) и других изданий. BBC собрал пять наиболее провокационных скандалов, в которые попала соцсеть в сентябре.
Чем больше лайков, тем двойственнее стандарт
Facebook* создал "белый список", куда вошли все особо важные персоны из числа пользователей. В VIP-лист попали блогеры с большим количеством подписчиков, кинозвезды, ведущие ток-шоу, ученые и другие влиятельные личности. Соцсеть не блокировала их аккаунты и не удаляла посты за фейки, а давала 24 часа на исправление ситуации.
Тактика "не придавать значения"
Платформу использовали в преступных целях, и Facebook* знал об этом. Сотрудники не раз обращали внимание на деструктивный контент, содержащий информацию о наркокартелях и торговле людьми. Однако соцсеть почти никак не реагировала на это, пока дело не дошло до серьезных последствий — Apple пригрозила удалить продукты компании из App Store. Эксперты также считают, что у Facebook нет средств модерировать весь контент на платформе и защищать 2,8 миллиарда пользователей.
Дэвид Киркпатрик, автор книги The Facebook* Effect, поделился мнением в подкасте BBC Tech Tent, что у ИТ-гиганта нет мотивации "делать что-либо для уменьшения вреда" за пределами США. Статистика, представленная WSJ, показывает, что только 13% работы с дезинформацией было проведено в других государствах в 2020 году. "Сервис, который на 90% работает за пределами Соединенных Штатов и который оказал огромное негативное влияние на политику таких стран, как Филиппины, Польша, Бразилия, Венгрия, Турция, — он [Facebook] ничего не делает для исправления этой ситуации", — уверен Киркпатрик.
Подозревают даже своих
Не ладится у техногиганта и с собственными акционерами, которые подали в сентябре два иска против компании. Причиной стало то, что корпорация, в рамках соглашения с Федеральной комиссией по торговле США по делу о разглашении данных пользователей компании Cambridge Analytica, переплатила штраф в 50 раз ради защиты Марка Цукерберга от обвинений. Сделка стоила социальной сети 5 млрд долларов вместо положенных 100 млн долларов.
Сам себя не похвалишь — никто не похвалит
На фоне критики Facebook* начал продвигать в ленте позитивные новости о самом себе. В рамках тестирования компания начала обеспечивать приоритетную выдачу таких постов в трех городах США. Проект "Усиление" (Project Amplify) был инициирован в январе. Тогда руководители корпорации обсуждали идею более агрессивной реакции на кризисные истории в прессе. После этого, как отмечают эксперты, ИТ-гигант изменил публичную политику и стал реже приносить извинения после скандалов.
Знали, но не сказали
Не менее резонансным случаем сентября стало просочившееся в прессу исследование влияния Instagram на подростков, проведенное самим Facebook*. Результаты показали, что соцсеть может быть причиной психических расстройств и серьезно влияет на эмоциональное состояние несовершеннолетних пользователей. ИТ-гигант знал о тревожных тенденциях, однако результаты исследования предпочел держать в тайне.
Разоблачения Facebook* не оставили в стороне западную общественность, вызвав волну критики. "Они выявили зияющую пропасть между публичными версиями позиции Facebook по различным спорным вопросам и их внутренними обсуждениями", — отмечает ирландский академик, журналист и писатель Джон Нотон в своей колонке для The Guardian. Он также подчеркивает, что "Facebook — одна из самых токсичных корпораций на планете. Ее токсичность имеет две первопричины. Во-первых, это бизнес-модель: навязчивое и всестороннее наблюдение за пользователями с целью составления профилей, позволяющих рекламодателям направлять им сообщения. Эта бизнес-модель основана на алгоритмах машинного обучения, которые создают эти профили и определяют, что появляется в новостных лентах 2,85 миллиарда пользователей компании… Другой источник токсичности компании — ее корпоративное управление. По сути, Facebook — это диктатура, полностью контролируемая ее основателем Марком Цукербергом. Этот полный контроль обеспечивается двухуровневой структурой владения акциями, которая дает ему неограниченную власть".
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ