Статьи

Чувствуйте себя как дома

Власти многих государств все чаще заявляют о том, что с транснациональными ИТ-корпорациями должно быть налажено взаимодействие по широкому кругу тем, как минимум по вопросам блокировки деструктивного контента, защиты конкуренции и персональных данных пользователей. Однако зачастую подобный диалог осложняется тем, что цифровые компании предпочитают иметь руки развязанными — находиться вне юрисдикции тех стран, где работают и получают прибыль, не иметь полноценных локальных представительств. При этом штаб-квартиры ИТ-корпораций очень избирательно реагируют на запросы из разных стран.

Европейские подходы

Около месяца назад Франция заявила, что полноценное право применять санкции к технологическим компаниям должно появиться у каждого из 27 государств в составе Евросоюза. Сейчас соблюдения своих законов в полной мере могут добиваться только те страны, в которых расположены полноценные представительства техногигантов. То есть — Ирландия, где расположены офисы Apple, Facebook и Google. Остальные 26 стран ЕС такой возможности не имеют.

При этом, согласно Общему положению Евросоюза о защите данных (GDPR), ИТ-корпорации с 2018 года обязаны иметь на его территории официальных представителей. Однако в их ведении находится только вопрос обработки персональной информации европейцев. Таким представителям могут быть адресованы любые обращения касательно соблюдения требований GDPR — запросы физических лиц (субъектов персональных данных) или государственных органов. Но, по сути, единственным активным обязательством подобных уполномоченных является ведение реестра обработки данных в странах ЕС. За нарушение требования по назначению представителя предусмотрен штраф в размере до 10 млн евро или до 2% общемирового годового оборота за предыдущий финансовый год.

Одной из немногих стран Европы, где представители глобальных ИТ-компаний отвечают в том числе и за борьбу с деструктивным контентом, является Германия. В 2017 году в стране вступил в силу закон Netzwerkdurchsetzungsgesetz — "охрана прав в соцсетях", — обязывающий крупнейшие онлайн-площадки, у которых более 2 миллионов немецких пользователей, удалять "откровенно незаконные" посты в течение 24 часов после получения уполномоченным уведомления от государственных органов. Максимальное наказание за нарушение данного закона составляет 50 млн евро. Однако пока что самым жестким наказанием остается штраф в 2 млн евро, назначенный в 2019 году Facebook за недостаточно подробный отчет о работе с противоправным контентом.

Анкара покоряет

В качестве наиболее яркого примера страны, сумевшей убедить цифровых гигантов играть по своим правилам, можно привести Турцию. Официальные представительства зарубежных компаний во главе с турецким подданным должны быть открыты здесь согласно закону, принятому в июле 2020 года. Кроме того, иностранные ИТ-компании должны хранить данные турецких пользователей на территории страны, а также в течение 48 часов удалять деструктивный контент по запросу властей и взаимодействовать с гражданами, чьи личные права были нарушены. В случае отказа выполнить требования регулятора нарушители могут столкнуться со штрафом и другими ограничениями, включая запрет на рекламу и замедление трафика.

Так, в ноябре 2020 года власти Турции уже оштрафовали Facebook, Instagram, Twitter, Periscope, YouTube и TikTok на 10 млн турецких лир ($1,175 млн) за нарушение новых норм регулирования. Однако именно возможный запрет на заключение рекламных контрактов в конечном итоге вынудил Facebook и Instagram соблюдать локальное законодательство.

В последствии в марте 2021 года руководство социальной сети Twitter, опасаясь санкций, также заявило о намерении создать турецкое юридическое лицо, заявив, что принимает это решение с целью защиты открытого публичного диалога.

Не стоит ждать

Как отметил в разговоре с журналистами председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев, "пример Турции может и должен стать показательным для российских законодателей".

Этого мнения придерживается и исполнительный директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина, заявившая что России следует пойти по турецкому варианту и активнее реформировать собственное законодательство.

"Закон об обязанности по созданию для крупных IT-платформ юридических лиц на территории Российской Федерации должен быть принят уже в ближайшее время. Как показывает жизнь, чем быстрее мы примем этот закон и он начнет свою работу, тем быстрее все те изменения, которые в новом законодательстве у нас появились, начнут работать на практике, — подчеркнула она. — Как бы этим платформам ни хотелось себя вести, они в любом случае вынуждены подчиняться тем законам, тем правилам, которые установило государство".

В настоящий момент в России уже разрабатывается законопроект, который обяжет иностранные IT-компании создавать официальные представительства на территории нашей страны. Об этом в интервью "Парламентской газете" сообщил глава Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. Он также уточнил, что в законодательной инициативе будут прописаны правила и требования для работы иностранных технологических компаний в РФ.