Общество

Ситуация на российском авторынке: есть ли дефицит и когда ждать снижения цен

Ситуация на российском авторынке: есть ли дефицит и когда ждать снижения цен
Ситуация на российском авторынке: есть ли дефицит и когда ждать снижения цен

После введения масштабных антироссийских санкций из-за спецоперации на Украине многие ведущие автомобильные производители ушли из России либо остановили производство новых машин на заводах. Ruposters анализирует информацию о текущем состоянии авторынка РФ и перспективах снижения цен на переставшие быть востребованными автомобили.

В конце мая журналисты портала Autonews.ru провели "исследовательский рейд" по логистическим терминалам Подмосковья — крупным парковкам, откуда сотни и тысячи машин отправляются в дилерские центры России. Так, согласно промежуточным результатам, несмотря на слухи о нехватке машин в РФ, отдельные площадки оказались полны: журналисты нашли крупные партии южнокорейских Kia калининградской сборки, а также тысячи моделей китайских марок Haval и Geely.

В частности, на парковке логистического терминала дилера "Авилон" Autonews нашли тысячи кроссоверов Geely, а также некоторое количество машин Mercedes-Benz. Что касается последних, гораздо больше "мерсов" можно обнаружить на остановившемся, но пока не закрытом заводе бренда. Его склад пока полон, при этом неизвестно, сколько немецкая компания продала с начала спецоперации – с недавних пор Mercedes публикует только квартальные отчеты вместо ежемесячных.

Новые машины на дилерской стоянке в Подмосковье

Новые машины на дилерской стоянке в Подмосковье

В ходе исследования запасов автомобилей в подмосковных терминалах были обнаружены и порядка 10 тысяч автомобилей южнокорейской Kia, собранных в Калининграде и Санкт-Петербурге, а также китайских Chery. В другой части Московской области с помощью дрона выявили 6-7 тысяч моделей марки Hyundai: от Solaris до Tuscon.

Падение продаж машин в России

Суммарно на снимках журналистов сосчитано до 30 тыс. автомобилей только в подмосковных терминалах, что не позволяет говорить о серьезном дефиците. Дилеры, наоборот, сталкиваются с пониженным спросом. Так, в мае 2022 года продать более 1000 автомобилей смогли только шесть брендов: отечественные Lada, ГАЗ и УАЗ, а также Renault, уже ушедшая из России, и корейские Kia с Hyundai.

Из-за нестабильной геополитической ситуации в связи с началом спецоперации на Украине и последующих антироссийских санкций произошел разрыв работающих ранее логистических цепочек. Это привело к простоям заводов и острому дефициту автокомпонентов, в том числе полупроводников. Главным образом российская экономика испытывает трудности из-за остановки поставок полупроводников из Тайваня, который занимает более половины мирового рынка. Останавливаются автомобильные заводы и сборочные производства электроники.

Количество новых авто у дилеров не позволяет говорить о дефиците

Количество новых авто у дилеров не позволяет говорить о дефиците

Кроме того, в связи со спецоперацией многие зарубежные бренды объявили о приостановке деятельности в России, прекратив поставки и выпуск машин на территории страны. РФ временно покинули Volkswagen, Skoda, а также BMW и Mercedes-Benz.

Как писал Ruposters, продажи новых автомобилей в мае упали почти в 6 раз — на 83,5% по сравнению с маем 2021 года, составив 24,3 тыс. Аналогичный спад продаж наблюдался и в апреле текущего года: за этот месяц в России было продано 32,7 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 78,5% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. При этом на вторичном рынке наметилось небольшое снижение цен.

Перспективы восстановления рынка и падения цен

Из-за волатильности рубля российский потребитель столкнулся с парадоксальной ситуацией: китайский Haval Jolion, год назад продававшийся по цене от 1,2 до 1,7 млн. рублей, с начала марта 2022-го можно официально приобрести за 2,7 млн, в два раза дороже при той же конфигурации. Теперь же, когда курс относительно стабилизировался на отметке в 53 рубля за доллар, большинство дилеров не могут снизить цены, поскольку многие машины были закуплены по старому курсу. Снижать цены – невыгодно для продавца.

Пойти на реальное снижение цен могут, предположительно, китайские производители вроде Haval – объем их поставок очень велик, и удешевление не повлияет на положение вещей в компании, которой надо хоть как-то сбыть товар и вновь заполнить склады. Японские, корейские и европейские бренды, однако, в подобном демпинге не нуждаются и выжидают – всегда найдутся желающие приобрести новую Kia или Mazda.

Спрос на новые авто упал, но дилеры не спешат снижать цены

Спрос на новые авто упал, но дилеры не спешат снижать цены

Автор материала предполагает, что в случае более престижных брендов, нежели Haval, Chery и Geely, возможны единичные скидки и акции ближе к закрытию месяца, когда дилеру необходимо добыть "живые" деньги.

Так, в данный момент в приоритете у автомобильных дилеров – машины, поставленные по "параллельному импорту", и именно на них, закупленных уже по новому курсу, ожидается более высокий спрос со стороны населения. Иномарки, импортированные "по-белому" или произведенные на территории самой России, могут продаваться "практически бесконечно", но неизменно дорого.

Автомобильный рынок в России едва ли останется прежним, если санкции так и не будут сняты в обозримом будущем: вероятно, на фоне экономических трудностей население присмотрится к отечественным "антикризисным" вариантам, китайским брендам или "серым" авто, а то и вовсе откажется от покупки машины в краткосрочной перспективе.