Подавляющее большинство россиян как минимум однажды были обмануты цифровыми мошенниками при совершении покупок в Интернете. Более половины жертв при этом знакомы с базовыми правилами безопасности в Сети, следует из аналитического материала российского маркетплейса Ozon. Из-за действий аферистов каждый третий опрошенный терял свыше пяти тысяч рублей, а 3% россиян – не менее 50 тысяч.
В исследовании отмечается, что жертвами интернет-мошенников при онлайн-покупках хотя бы один раз становились порядка двух третей (66%) респондентов. 44% из них попадались в руки аферистов лишь однажды, а 4% – более пяти раз.
Самая распространенная мошенническая схема – ситуация с "исчезающим продавцом". Пользователь платил за товар, переходя по незнакомой ссылке, а продавец внезапно переставал выходить на связь, – в такие "ловушки" попадал каждый третий россиянин. Второе место по популярности у телефонного мошенничества – собеседник выдавал себя за сотрудника службы поддержки или безопасности и просил передать персональные данные. Вследствие такого обмана 21% респондентов сообщал банковские данные или самостоятельно переводил деньги мошенникам.
17% опрошенных получали фишинговые письма, ведущие на фейковый сайт реальной компании, на котором они вводили персональные и банковские данные. До 10% респондентов переходили по СМС-ссылкам от мошенников (смишинг).
Пятая часть (20%) опрошенных россиян подчеркнула, что они позволяли мошенникам обвести себя вокруг пальца из-за невнимательности или наивности. Бесплатный подарок хотели получить 9% опрошенных, большую скидку – 8 процентов. Чаще всего россияне сталкивались с цифровыми мошенниками в соцсетях (35%), в онлайн-магазинах при совершении покупок (28,5%), на сервисах объявлений (19%) и в мессенджерах (13%).
По итогам прошедшего года в России на 85% увеличилось количество мошеннических организаций, сообщил Центробанк РФ. В общей сложности в стране зафиксировано порядка пяти тысяч таких компаний – из них две тысячи финансовых пирамид, что на 230% превышает аналогичный показатель 2021-го.
Телефонные мошенники разработали новую легенду для обмана доверчивых россиян – на этот раз злоумышленники прибегают к методу "онлайн-собеседования" от вымышленного кадрового агентства. Ранее киберспециалист рассказал о том, что нельзя говорить телефонным мошенникам: злоумышленники могут записать на диктофон голос жертвы и использовать его в собственных интересах.