В России спортсмены и депутаты снова начали бороться с "грязной" культурой. Чемпион UFC Хабиб Нурмагомедов выразил недовольство постановкой "Охота на мужчин", в котором играет полуобнаженная женщина. Его поддержала депутат и актриса Елена Драпеко, заявив, что ей "противно, когда голые волосатые ноги с причинным местом повисают" над зрителем. Между тем в Москве произошла массовая драка третьеклассников, на которую обратили гораздо меньше внимания. Где связь между этими событиями, объясняет Платон Беседин.
Когда Хабиб Нурмагомедов, примеряя на себя роль пастыря, требует запретить спектакль за фривольность, а заодно наезжает на местные власти, ставя им ультиматум, а после угрозы летят в адрес актеров и родственников, то это не борьба за высокую нравственность – это скорее переоценка себя и недооценка последствий. С таким бы рвением спортсмен поучал своих дагестанских братьев поведению в других городах. А так — не ведите себя плохо в Махачкале, об остальном умолчу. Думал бы лучше Хабиб о всей России. Глядишь, и нравственность была бы выше.
Но это так, ремарка. Потому что по-своему Нурмагомедов прав: пошлятины в стране, и правда, стало трагически много. Однако подобными репликами и тем более угрозами с ней вряд ли справишься. Скорее наоборот — вызовешь обратный эффект. И уж совсем странным выглядит, когда депутаты вроде госпожи Драпеко подключаются к этому хайпу, возмущаясь: да как же, мол, такое людям-то еще и в Дагестане показывать?
В подобном, знаете ли, есть нотка лицемерия. Депутату надо включить телевизор и посмотреть, что вещают федеральные каналы за государственные деньги. Вот уж нравственность в неглиже, правда? Спектакль он ведь такой: купил билет – смотришь. А когда на миллионы пошлость трезвонит так, что уши закладывает, но потом привыкают, — это куда опаснее.
Меня в принципе утомляют все эти странные разговоры о том, как в России повысить культуру. Они всякий раз мечутся, как свинья перед убоем, меж двумя крайностями. Начинается все, как правило, с "запретить", а заканчивается, если нельзя запретить, словом "возглавить". И первое, и второе получается, хм, сомнительно.
Вот, к примеру, рэперы. Собрались пацаны концерт провести, а им не разрешили. Даже не Нурмагомедов не разрешил (тот больше по Криду), а другие. Вот тут шум поднялся! Вышли другие пацаны и сказали: "Не дадим пройти танкам цензуры!". И провели концерты в поддержку, все эти философы для тех, кто хотя бы в тестах на IQ получает пять баллов. Что-то там у них получилось — и почувствовали они себя властителями масс народных. Мол, мы тут стадионы собрать можем. И тут рэперов поддержать решили. А на деле — кто они вообще такие? Что могут? Принципы у них есть? Баста вон сказанет, а потом извиняется. Ну-ну.
Это я к чему? Да к тому, что культура — это ведь не Киркоров с Басковым в телевизоре и не рэп на площади, а первооснова. Собственно, потому с латинского она и переводится как "возделывание", а от него мы переходим к воспитанию, образованию, развитию и почитанию. Все это очень важные понятия — и они, собственно, составляют культуру в самом широком, глубинном и единственно правильном понимании.
Бесполезно возмущаться тому, что в каком-то спектакле сиську показали, когда в элитной школе Москвы третьеклассники устраивают массовую драку. Девятилетние дети! Вот это провал культуры, ее днище, потому что возделывания нет. А почему его нет? Да потому что, с одной стороны, систему образования грохнули и заменили системой бюрократических отчетов с целью создания красивой картинки, а, с другой, родители забыли, что деткам надо читать стихотворение Маяковского, что такое хорошо и что такое плохо. Не получается? Тогда детка на уроке музыки скажет: "Меня раздражает звук рояля" — и начнется побоище с обязательной съемкой происходящего — куда без этого? — на телефон. Бескультурье — это термоядерное такое сочетание глупости, наглости и самоуверенности, переходящей в тщеславие.
Но! Не являют ли нам эту смесь повсеместно? Фокус в том, что глупости стало слишком много, она доминирует во всем. А если мозгов нет, то тогда включается наглость — как компенсация. И можно сколько угодно внедрять "эффективные программы развития", создавать культурные кластеры и далее в том же духе, но все это бесполезно, если система выстроена так, что глупому и наглому — бескультурному — человеку в ней комфортно, если нет запроса на образованность, грамотность, интеллектуальность.
То, что произошло в начале 90-х, продолжается. Тогда умные люди бросились читать умные книги, пока люди практичные пилили заводы и пароходы. В итоге оказалось, что культурный человек уязвим, а умный человек никому не нужен. Известная фраза: "Если ты такой умный, то чего такой бедный?". Ответ на самом деле очевиден: да потому что умный, культурный (не смешиваем два этих понятия, но они идут рядом).
И Сталин был, конечно, кровавый тиран, монстр и изувер, но он читал книги и делал на их полях пометки. Ленин тот вообще знал столько, что энциклопедия не всегда выдаст. А дед мой в 30-х годах прошлого века в волжском селе с десятью такими же олухами читал при свече Жюль Верна, потому что безграмотным было быть стыдно.
А сколько у нас власть имущих о книгах решили вдруг поговорить? Как у них со знанием алгебры или географии? Да нет, система затачивается не на всестороннее развитие, а на узкоспециализированное — проще говоря, ты должен знать исключительно то, что тебе пригодится. Вот только заканчивается это всегда одним: а мне ничего не пригодится. Поэтому солидная часть молодых людей воспринимает высшее образование — да и школьное тоже — как атавизм. Для чего мне? Стану-ка я блогером или звездой Instagram, это выгоднее, потому что деньги — мерило, а оплачивается подобное куда лучше, чем многие профессии, требующие хотя бы минимального интеллектуального ценза.
Вот экс-министр образования Башкирии — а ныне ректор — пишет пост:
Питер навивает романтическое настроение. Все собираются здесь, чтобы быть на открытие всероссийского конкурса.
Да уж, какой министр — такое и образование. Или в Архангельске устанавливают мемориальную табличку "воинам-архангельцам". Архангелогородцы, ясное дело, в шоке от местных светочей. Или вот красавец — молодой депутат Госдумы Василий Власов с шестью ошибками в коротком официальном письме. А ведь человек народным избранником стал. Невиданно, но своей безграмотностью госслужащие отличаются даже чаще, чем хамством.
Хотя чего удивляться, если господин Арашуков, плохо говорящий по-русски, вообще до сенаторства добрался. Люди двигались по карьерной лестнице, общались с другими людьми — видимо, не возникло претензии насчет интеллектуальной нищеты собеседника. А ведь в свое время не то что знание родного — иностранных языков считалось обязательным. То, как владеют ими нынче, лучше всех продемонстрировал Виталий Мутко с его классическими хитами "no criminality" и "let me speak from my heart in English".
Или вот у нас другой фланг — великие разоблачители нынешних бед России. У них есть, например, сверхпопулярные телеграм-каналы, там они щедро делятся инсайдами. Но я никогда не поверю, что человек, ставящий запятую между подлежащим и сказуемым, может "спасти страну".
Россия — страна иерархическая, да. Потому, как пел балбес Титомир, "посмотри на меня — делай как я". Пока, собственно, такого месседжа не будет — с самых верхов, с разных флангов — народ за "звание дома высокой культуры и быта" бороться не станет, а так и будет зажат между инквизицией, сжигающей за открытия на кострах, и прогрессивной мыслью, зацикленной на демонстрации голых сисек и задниц. Культура начинается с понимания, а не с имитации бурной деятельности, того, как мы вместе станем обрабатывать непаханую целину, по которой бродят то ли люди, то ли обезьяны, тыкающие в айфоны и пялящиеся в телевизоры, где им в перерывах между грязью и пропагандой задают странный вопрос: "Да как же, ******, нам повысить культуру?". Да вот так — с азов начинать, back to basics.