Известны многочисленные истории людей, пытавшихся бежать из СССР всевозможными способами. Большинство из них манила Америка. Но были и такие, которые пытались бежать в обратном направлении — из США в Советский Союз. В 20-е годы СССР провозгласил себя родиной для всех людей с левыми убеждениями, обещая гражданство всем желающим. В начале 30-х советская страна активно зазывала к себе американских рабочих, столкнувшихся с Великой депрессией в США. В СССР хлынул поток американских эмигрантов, в основном имевших левые убеждения. Но уже во второй половине 30-х советские реалии изменились, и каждый иностранец стал рассматриваться как потенциальный шпион. Границы страны были закрыты, и даже приехавшие по временному контракту иностранцы вынуждены были остаться. Евгений Антонюк — о том, как сложилась жизнь простых американцев, переехавших в СССР.
Роберт Робинсон — черный среди красных
Вероятно, первый чернокожий депутат в Советском Союзе. Родился на Ямайке, но в юности перебрался в американский Детройт, где работал на заводе Форда. Будучи единственным чернокожим рабочим на фабрике, регулярно сталкивался с дискриминацией и оскорблениями. Поэтому в 1929 году, когда на фабриках Форда стали набирать рабочих для СССР, Робинсон сразу же согласился. Он не был коммунистом по убеждениям, но ему предложили работу с окладом, вдвое превышавшим средний по Америке. Эта прибавка была весьма ощутимой, особенно учитывая начавшуюся Великую депрессию. Окончательно Робинсон решился уехать после того, как его родственник был линчеван толпой в одном из южных штатов.
Первоначально Робинсон планировал проработать всего год на Сталинградском тракторном заводе. Но после окончания контракта ему стали очень настойчиво предлагать новый. К тому же инженеру пообещали рабочее место в Москве.
После того как он дал согласие остаться, его перевели на Московский подшипниковый завод и даже выбрали депутатом Моссовета. В то время Робинсон толком даже не знал русского языка, поэтому это была больше пропагандистская история, дабы продемонстрировать, что в СССР нет никакой дискриминации, в отличие от США.
В 1937 году Госдепартамент предложил Робинсону вернуться в США либо отказаться от гражданства. Окруженный вниманием, Робинсон решил остаться в СССР, о чем, по собственным словам, сильно пожалел позднее. В конце 30-х для иностранцев в СССР настали непростые времена, многие друзья Робинсона исчезли в годы Большого террора, сам он отказался забирать диплом о высшем образовании из-за необходимости работать по распределению в отдаленных регионах страны.
После войны Робинсона стали звать в кино. В частности, он сыграл роль в фильме про Миклухо-Маклая. Однако оставаться в СССР он больше не хотел. Ему удалось встретиться с американским певцом и правозащитником Полем Робсоном, который тогда часто приезжал в СССР. Но ходатайствовать за него тот отказался, сославшись на то, что это испортит его отношения с советским руководством.
Робинсон каждый год подавал документы на выездную визу, но каждый раз получал отказ. Вернуться ему удалось только в 1974 году при помощи угандийских дипломатов, которые выбили ему разрешение на туристическую поездку в Уганду. Оттуда Робинсон проследовал в США. В советской стране американец провел 44 года.
После возвращения в США Робинсон написал мемуары под названием "Черный среди красных", в которых рассказал о своей жизни в СССР (по его воспоминаниям, за ним всю жизнь следили и ему приходилось быть очень осторожным). Возвращения американского гражданства ему пришлось ждать более 10 лет. Умер в 1994 году.
Джон Скотт — американец в русском городе стали
Фанатичный социалист, после своего пребывания в СССР ставший убежденным противником коммунизма. Джон Скотт переехал в СССР в 1932 году, бросив учебу в Висконсинском университете. 20-летний Скотт прибыл в Магнитогорск, где на протяжении пяти лет работал сварщиком на металлургическом заводе. Там он встретил свою жену и завел немало друзей. Уезжать на родину он не планировал. Однако, вернувшись из отпуска в 1937 году, он обнаружил, что большая часть его друзей арестована, а его самого сторонятся как чумного и даже не пускают на завод, боясь, что он может оказаться американским шпионом.
Оставшийся без работы Скотт уехал в Москву, где начал ходатайствовать о возвращении на родину. Однако из-за того, что его жена была русской, решение вопроса заняло 4 года, на протяжении которых он подрабатывал переводчиком. Скотту позволили выехать только после вмешательства американского посольства в 1942 году. Помог и тот факт, что СССР и США стали союзниками по антигитлеровской коалиции.
Сам он позднее неоднократно говорил, что единственной причиной, по которой его так и не затронули репрессии, был тот факт, что он сохранил свое американское гражданство, тогда как большинство американских коммунистов, перебравшихся в СССР, отказались от него.
После возвращения Скотт написал книгу мемуаров "Американский рабочий в русском городе стали". Некоторое время Скотт еще был сторонником социалистических идей, позволяя себе лишь осторожную критику в адрес советских порядков. Но с началом Холодной войны Скотт окончательно отрекся от левых идей и стал бескомпромиссным критиком социализма и коммунизма, из-за чего даже разругался с собственным отцом.
В дальнейшем Скотт несколько лет работал журналистом, а в 70-е годы занимал пост вице-президента "Радио Свобода"**********. В общей сложности он прожил в СССР 10 лет. Умер в 1976 году.
Владимир Саренпя — маньяк без мотива
Маньяк-убийца, приехавший из США. Этот уроженец штата Орегон перебрался в СССР вместе с родителями. Его отец, американский коммунист финского происхождения, был главным инициатором переезда семьи после Второй мировой войны.
В СССР Саренпя вел обычный образ жизни, был ничем не выделявшимся гражданином. Жил в Александрове Владимирской области, работал водителем автобуса, завел семью. Так продолжалось до 1975 года — до тех пор, пока Саренпя не превратился с маньяка.
Всего за полгода он совершил 11 нападений на женщин, 2 из которых закончились смертью жертв. Он нападал на одиноких девушек, избивал их, насиловал, а затем кусал (следы зубов маньяка, которые следователи находили на телах потерпевших, были одной из главных улик против него).
Последней жертвой Саренпи была его знакомая, благодаря чему следователям и удалось выйти на его след. Был приговорен к смертной казни и расстрелян в 1976 году. Мотивы нападений так и остались неизвестными.
Джон Тучельски — первый мэр автономии
Один из первых американских эмигрантов в СССР. В начале 20-х годов Ленин обратился к американским рабочим-коммунистам с предложением приехать и помочь создать промышленную базу для революционного государства.
Первая группа прибывших осела на Кузбассе, где была создана Автономная индустриальная колония Кузбасс — поселение иностранных рабочих, пользовавшееся широкой автономией от местных властей. В числе этой группы прибывших был и Тучельски, который вскоре вступил в партию большевиков.
Тучельски даже был выбран первым мэром кузбасской колонии. Но всего через 5 лет проект был закрыт. Большая часть иностранных рабочих вернулась домой, однако Тучельски перебрался в Ленинград, а затем в Горький, где работал на строительстве ГАЗа.
К концу 30-х годов он остался едва ли не единственным рабочим, приехавшим в составе первой партии. Он получил советское гражданство, женился. В 1937 году был исключен из партии "за защиту врагов народа" и вскоре арестован. Тюремных условий и методов допроса Тучельски не выдержал и умер во время следствия в конце 1938 года в возрасте 44 лет.
Ли Харви Освальд — подопечный Шушкевича
Вероятно, самый известный американский эмигрант в Советский Союз. Правда, и задержался в СССР он ненадолго. На то, чтобы разочароваться в реалиях государства рабочих, Освальду понадобилось всего 2 года.
Ли Харви Освальд с юности увлекался левыми идеями. Во время службы в морской пехоте он начал учить русский язык и к 20 годам окончательно решил бежать в СССР. В 1959 году транзитом через Британию и Финляндию он приехал в СССР, где сразу же написал заявление на получение советского гражданства.
Однако в СССР его сочли слишком подозрительным и запрос отклонили. Тогда Освальд инсценировал попытку самоубийства и отправил в американское посольство письмо, в котором выражал намерение отказаться от гражданства.
После того, как про скандального морпеха сообщили все западные СМИ, в СССР пересмотрели свою позицию и разрешили ему остаться. Однако других пожеланий Освальда не удовлетворили. Он мечтал учиться в МГУ, а его отправили в Минск на радиозавод. Правда, чтобы компенсировать эту "ссылку", назначили ему многократно превосходившую среднюю по стране зарплату, выделили отдельное жилье и назначили куратора, который помогал ему адаптироваться к советской реальности. К слову, его куратором был будущий первый президент независимой Белоруссии Станислав Шушкевич.
В Минске он женился на местной студентке, но, несмотря на неплохие (по советским меркам) условия жизни, так и не адаптировался к новому обществу. Советская глубинка слишком сильно отличалась от американской, и заскучавший Освальд в конце концов решил вернуться домой.
В 1962 году, прожив в СССР 2,5 года, он вернулся в США, где вскоре стал главным действующим лицом загадки ХХ века — единственным официальным подозреваемым в убийстве президента Кеннеди. Был застрелен через несколько дней после убийства, не успев дать никаких показаний.
Томас Сговио — лагерный татуировщик
Молодой американский художник и иллюстратор Томас Сговио приехал в СССР в 1935 году. За несколько лет до этого его отец, разделявший коммунистические идеи, был депортирован из США и перебрался в СССР.
К тому моменту, как Сговио решился на переезд, СССР уже неохотно привечал эмигрантов, так что американец фактически оказался никому не нужен. Тогда в разгаре была индустриализация, а Сговио был не квалифицированным рабочим, а просто художником-иллюстратором, которых и в СССР было предостаточно. Ему пришлось работать в одной из газет и позабыть о мечте получить высшее образование (ради этого он и приехал в СССР, рассчитывая выучиться бесплатно, но его не взяли на учебу).
В 1937 году отца Сговио арестовали, вокруг иностранцев царила атмосфера недоверия, подозрительности и паранойи. Молодой художник понял, что поступил слишком опрометчиво, отказавшись от гражданства США. Он попытался вернуть его, но после визита в американское посольство был арестован и осужден на 5 лет лишения свободы.
Так Сговио оказался одним из немногих американцев, кому "посчастливилось" побывать в колымских лагерях. Его навыки художника и иллюстратора оказались там крайне востребованы — он стал татуировщиком. Это помогло ему выжить в самые тяжелые первые годы ВОВ, когда смертность в лагерях выросла в несколько раз.
После освобождения американца отправили на спецпоселение в Красноярский край, где он работал в кинотеатре вплоть до хрущевской оттепели. Добившись реабилитации, он вернулся в Москву, однако уехать в США оказалось не так просто. Только в 1960 году ему дали возможность вернуться. В общей сложности он провел в СССР 25 лет.
В Америке Сговио опубликовал книгу мемуаров с громким названием "Дорогая Америка! Почему я обратился против коммунизма", в которой детально описал свой лагерный опыт. В дальнейшем работал иллюстратором. Умер в 1997 году.
Арнольд Локшин — сбежавший от ФБР коммунист
Американский биохимик, попросивший политического убежища в СССР уже в годы Перестройки. Арнольд и его жена Лорен были левыми активистами с начала 60-х годов, принимали участие в антивоенном движении, состояли в американской компартии.
В 1986 году после увольнения из лаборатории, в которой он работал, Арнольд Локшин вместе с супругой обратился в советское консульство с просьбой об убежище. Они утверждали, что подвергались преследованиям со стороны ФБР за свои политические взгляды и испытывали серьезные трудности с работой.
Прошение Локшиных было удовлетворено, и семья переехала в Москву, где в их честь была организована шумная пресс-конференция, на которой они выступили с обвинениями в адрес американских спецслужб.
Позднее они опубликовали книгу мемуаров, в которой описывали методы преследования инакомыслящих американскими спецслужбами. Однако всего через несколько месяцев началась политика "нового мышления", СССР начал сближаться с западным миром, и про Локшиных позабыли. Они даже не получили советского гражданства, российское им предоставил уже президент Борис Ельцин.
В настоящее время Локшины по-прежнему живут в России, но, по словам Арнольда, изредка встречающегося с журналистами, с супругой они разошлись и вместе больше не проживают.
- * СМИ-иноагент
- ** внесено в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
- *** Генпрокуратура РФ признала нежелательной деятельность данной организации в России
- **** Минюст внес «Радио Свобода» (признано иностранным агентом) в перечень нежелательных в России организаций. Генпрокуратура приняла соответствующее решение 2 февраля.