Почти 5 лет назад, в апреле 2014 года, глава военной разведки ЕС Георгий Алафузов шокировал Украину и ее союзников заявлением о том, что российских регулярных войск на юго-востоке страны нет. Его не смутили даже намеки на его русские корни — он был уверен в том, что говорит. А журналисты припомнили факты из его биографии. Как оказалось, с Россией его связывало многое. Владимир Свержин рассказывает об удивительной биографии Георгия Алафузова, офицера финской разведки, который с отличием закончил российскую Академию Генштаба и стал главой разведки ЕС.
Неудобный доклад
16 апреля финский адмирал во всеуслышание заявил, что не верит в наличие регулярных российских войск на Донбассе. Если бы такое говорил просто финский адмирал, "прогрессивная общественность" еще как-то снесла бы, но к тому моменту Георгий Алафузов занимал пост начальника военной разведки ЕС. А когда такое говорит начальник разведки, в переводе на общепринятый язык это означает, что заявления оппонентов — полнейшая ахинея.
В интервью финской национальной телекомпании Yle Алафузов заявил, что российские военные не имеют никакого отношения к захвату правительственных зданий на востоке Украины.
По моему мнению, в основном это люди, которые живут в регионе, которые не удовлетворены нынешним положением дел.
Его слова стали настоящей пощечиной общественному мнению, уверявшему себя и других, что российские войска на Донбассе есть. На адмирала обрушился настоящий шквал возмущения: ему припомнили и русские корни, и учебу в Российской академии Генерального штаба, даже его православие не укрылось от бдительного глаза журналистов.
К великому неудовольствию сильных мира сего, он продолжал держаться своей линии.
В 2014 году адмирал Алафузов посетил Киев и лично "проработал тему" российской агрессии. От него ждали детального развернутого доклада, после которого можно было обрушить на Россию политические и экономические удары. Адмирал должен был представить то, чего от него ждали. Источники информации у него были не только с киевской стороны, так что он имел возможность аргументированно судить о происходящем. Работал он с неизменной тщательностью. Вывод: российские добровольцы в воюющих народных республиках были, но армейские части — нет. Вскоре несговорчивый адмирал был переведен в запас.
Русские корни
Кто же он, адмирал Георгий Алафузов? Некоторые источники, в том числе "Википедия", утверждают, что он потомок барона Ивана Алафузова, эмигрировавшего в Финляндию после революции. Это не так.
На происхождении экс-начальника военной разведки Евросоюза стоит остановиться. Алафузовы действительно пришли в Финляндию из России, но ни дворянства, ни тем более титула барона там не имели. Основатель династии — потомственный почетный гражданин Иван Иванович Алафузов — родился на Ставрополье в семье переселенцев-ремесленников с греческого острова Санторини. В середине XIX века множество греческих эмигрантов обживали юг российской империи, спасаясь от турецкого гнета.
Как было сказано, Алафузовы не были дворянами и не стремились ими стать. Среди купцов и промышленников случалось и такое: к примеру, спичечный король Поляков купил себе баронский титул у персидского шаха! Он стал единственным бароном в Персии, но Полякова сей малозначительный факт не волновал. Алафузовы же просто делали свое дело и весьма успешно.
Поднялись они на скупке нерентабельных предприятий и превращении их во вполне процветающие. В начале специализировались на кожевенном деле, на ткачестве, льнопрядении и пошиве. К началу XX века каждая четвертая упряжь в России была сделана на алафузовских предприятиях, треть армии носила мундиры из их сукна. Продукция этого торгово-промышленного дома славилась отменным качеством и много раз брала призы на российских и заграничных выставках.
Затем Алафузовы получили государственный подряд на военные поставки, в том числе в Петербургский военный округ, многократно проверявшийся лично императором и великими князьями. Потом было собственное пароходство на Волге и многое другое… Память об этом роде в России по сию пору не истерлась. В Казани, откуда начиналось восхождение рода, до сих пор существуют Алафузовский дворец, Алафузовский театр, Алафузовская фабрика… Причем дворец этот — вовсе не жилище пресыщенного торгаша-промышленника, а дворец культуры, подаренный семейством Алафузовых вместе со всем содержимым — от театрального реквизита до музыкальных инструментов — своим рабочим. Они вообще были известнейшими меценатами и едва ли не первыми в России начали создавать вокруг своих предприятий настоящие городки: дешевое качественное жилье, лечебницы, школы, детские сады. Забота о рабочих стала настоящим коньком Алафузовых, а те помнили добро и работали от души, не из-под палки.
Дело Алафузовых разрасталось. К 1916 году на его предприятиях, в том числе и в Петергофе, откуда, вероятнее всего, и отбыли в Финляндию предки Георгия Алафузова, работало более 10 тысяч рабочих (в годы Первой мировой войны до 16 тысяч). Сам Иван Иванович Алафузов скончался в Ораниенбауме в 1881 году, дело перешло к его сыновьям. Капитал семейства оценивался в 14 миллионов рублей. Тогда на эти деньги можно было купить не "трешку" в Москве, а собственный линейный корабль и пару миноносцев на сдачу.
После Революции дороги представителей семейства разошлись. Все предприятия рода были национализированы, однако во главе их стал племянник основателя дела Ивана Алафузова — Николай. Предки же нынешнего адмирала Алафузова эмигрировали в Финляндию. Но, что интересно, в это самое время на канонерской лодке Балтийского флота "Смелый" появился совсем юный сигнальщик (17 лет) Владимир Антонович Алафузов. Этот юноша не особо распространялся о своем происхождении — даже его официальная биография начинается с того самого 1918 года, а о происхождении скупо говорится, что родом он из Риги, из семьи инженера. Но всякий человек, получивший инженерский диплом, — инженер. Для управления же производством такое образование — штука полезная. Тем более, если намерен сам участвовать в ходе работ. Молодому революционному моряку было от чего отмежевываться: Алафузовы — фамилия редкая. Кроме знаменитых на всю Россию миллионщиков и их близкой родни, других и не было.
Юному сигнальщику, геройски показавшему себя в боях с интервентами, суждена была непростая, но славная адмиральская дорога: он был военным советником в Испании, командовал флотилиями, был начальником штаба ВМФ и руководил Военно-морской академией, попал под каток репрессий и в 1948 году был приговорен к 10 годам лишения свободы. Но спустя пять лет его полностью реабилитировали и восстановили в звании адмирала. После возвращения в строй Алафузов был научным референтом при главнокомандующем морского флота СССР и профессором–консультантом ученого совета родной академии. Скончался он в 1966 году, сравнительно молодым (по нынешним меркам), — ему было 64 года. Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище, как и многие военные моряки.
Адмирал-философ
Интересно было бы узнать, посещал ли это кладбище в 1978 году член делегации военно-морских сил Финляндии лейтенант Георгий Алафузов. А если посещал, что думал, глядя на надгробие родственника (он ему приходился, вероятно, дядей). Сам Георгий Борисович родился в Хельсинки в 1953 году. В его семье старательно поддерживали русские традиции и православную веру. Он закончил финско-русскую школу и поступил в университет, в котором изучал русский язык, литературу и… теоретическую философию. Призыв в армию резко изменил его судьбу. Несостоявшийся философ попал в офицерскую школу запаса, но, получив звание младшего лейтенанта, отчего-то не пожелал возвращаться к университетским наукам.
Заинтересовавшись флотом, он решил связать жизнь с непростой профессией военного моряка. После окончания кадетской школы сам преподавал в военно-морском училище, а закончив в 1982 году пехотные курсы, командовал ротой береговой охраны. В 1985 году Георгий получил звание капитана. В 1987-м капитан Алафузов поступил в высшую школу командного состава. После ее окончания в 1989-м он был переведен в финский генеральный штаб в отдел разведки, где успешно работал, специализируясь на Польше и Венгрии.
В 1995 году признанный военный эксперт, разведчик, несколько лет работавший по странам бывшего соцлагеря, подполковник Алафузов прошел очередные курсы высшего командования у себя на родине, а в 1997 году — внимание — поступил в российскую Военную академию Генерального штаба, которую в 1999 году закончил с отличием. Каким образом старший офицер финской разведки, специализировавшийся по странам Варшавского договора, умудрился поступить в самое престижное военное учебное заведение России, остается только гадать. Времена были дикие и странные. Однако по окончании академии Георгий Алафузов получил следующий чин у себя на родине и два года работал в финской высшей школе командного состава исследователем и преподавателем.
В 2001 году он был направлен в Косово заместителем главы комиссии по взаимодействию миротворческих войск. Чрезвычайно важная роль в гуманитарной миссии — и не совсем обычное назначение для полковника разведки. Если, конечно, он занимался там именно миротворческой работой. Затем, после двух лет преподавания в Финляндии, он опять вернулся в Косово — уже главой комиссии — и отвечал там за работу с сербами. Но это продолжалось недолго: в том же 2004 году полковник Алафузов был переведен в Центральное командование вооруженных сил США во Флориду в качестве представителя Финляндии. Потом были должность заместителя начальника финской разведки, главы разведки миротворцев в Конго.
А в 2006 году Георгий Алафузов, уже ставший адмиралом, возглавил разведку финских вооруженных сил. Вот тут-то и прозвенел "первый звонок" — во время "принуждения Грузии к миру" в 2008 году руководитель столь авторитетной организации во всеуслышание заявил, что сближение Финляндии с блоком НАТО не просто бесполезно, оно приведет к понижению обороноспособности его страны. Сторонники НАТОвского курса были в ярости, но разведка стояла на своем. В результате НАТО не получило плацдарм у северных границ России, а Финляндия не имеет под боком ракет, способных превратить страну в выжженную пустыню.
В 2013 году Алафузов был назначен главой военной разведки ЕС. Как указывается в статуте этой необычной организации, "разведывательное управление военного штаба ЕС занимается ранним предупреждением возникающих кризисных ситуаций, оценкой обстановки в зонах интересов ЕС и обеспечением стратегического планирования применения многонациональных сил. Основной способ решения задач — организация взаимодействия с органами разведки стран-участниц для получения необходимой разведывательной информации и подготовке на ее основе полноценных разведывательных документов".
Стоит ли говорить, что стремящаяся в Евросоюз Украина готова была предоставить любую имеющуюся в ее распоряжении информацию. И наверняка предоставляла. Но одно дело знать что-то, а другое — говорить.
На сегодняшний день контр-адмирал Георгий Алафузов переведен в резерв. Его не стоит считать апологетом России, но он уважает родину предков. И считает, что если уж играть по правилам, правила обязательны для всех. Зачастую он резко высказывается о том, что в нашей стране построена не демократия, а олигархический строй, он и не стремится понравиться никому здесь, как не пытался угодить кому-либо в ЕС. Но его подход к решению имеющихся острых вопросов в области военной политики отличается редким прагматизмом и пониманием сути российского взгляда на проблемы. Ибо кому как не профессиональным военным понимать, насколько опасными могут быть игры с оружием.