Мнение

Гуляния в честь флага: как в России появилась новая традиция

Гуляния в честь флага: как в России появилась новая традиция

В России отметили 350-летие флага — в Москве в праздничных мероприятиях приняли участие более 500 000 человек. Один митинг-концерт на Сахарова собрал больше 100 тысяч человек, а флешмобы и другие акции прошли еще на 33 площадках - в парках, музеях, кинотеатрах и т.д. Дмитрий Лекух — о том, как день рождения триколора стал днем объединения россиян. 

У "бесика", как его именовали в XIX веке господа русские гвардейские офицеры, знававшие толк в государственных церемониях, была не самая простая судьба, едва ли не с самого первого дня его, российского триколора, существования. Историки до сих пор спорят, поднимался ли бело-сине-красный флаг над построенным по личному указу московского царя Алексея Михайловича Тишайшего кораблем "Орелъ". Консервативная часть все-таки склоняется к другому "дню рождения" этого государственного символа — 6 (16 по "новому стилю") августа 1693 года, во время плавания Петра I в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на 12-пушечной яхте "Святой Петр" впервые был поднят так называемый "флаг царя Московского" — полотнище размером 4,6 × 4,9 метров, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Тут можно быть уж точно уверенным: оригинал этого старейшего из российских флагов стараниями русских музейщиков, к счастью, сохранился, несмотря на все войны, смены государственного строя и прочие "политические мелочи". Он находится в наши дни на ответственном хранении в Центральном военно-морском музее в славном городе Санкт-Петербурге — городе, столь же символически, как и русский флаг, вернувшем себе как свое историческое "петровское" имя и, если так можно выразиться, "историческое содержание".

Но споры о том, является ли этот флаг, образно говоря, настоящим, шли еще очень долго. Почти что до времен правления последнего российского императора из рода Романовых. Дело в том, что в самом начале XVIII века император Петр Великий также утвердил еще один флаг — желтое полотнище с двуглавым черным орлом, держащим морские карты (будущее Государственное знамя Российской империи). Кроме того, был им утвержден и т.н. "кейзер-флаг", тех же бело-сине-красных цветов, но с косым "андреевским крестом", — он же гюйс флота России вплоть до 1924 года (в настоящее время тоже не забыт, сейчас это т.н. "крепостной флаг Российской Федерации").

По сути окончательно утвердил единство российского государственного народного флага только "гатчинский пьяница", последний из великих российских императоров Александр III, труженик и гордец, который мог себе позволить знаменитое высказывание "Европа может и подождать, пока русский царь рыбу удит". Тогда никто и представить даже не мог, сколь легко незадачливый сын расстанется в том числе и с отцовским наследством: при Александре легко уживались такие непримиримые политически, но одинаково яркие люди, как Витте и Победоносцев, при Николае оказались нужней другие. В результате было утрачено все, включая триколор, который был окончательно утвержден в качестве национального именно при его отце. Вот что говорится в материалах особого совещания под председательством адмирала Посьета (а вы думали, что особые совещания только при Сталине были?):  

Государь император избрал из них последний флаг (бело-сине-красный — прим. ред.), назвав его исключительно русским, и тем окончательно разрешил вопрос о единстве нашего государственного народного флага.

Давайте уж не будем кривить душой: возвращение триколора в 90-е, особенно при наличии в новейшей российской истории красного знамени Победы, тоже выглядело для значительной части населения, мягко говоря, довольно спорным. К тому же его формальное (и я уверен, исторически правильное и справедливое) возвращение сопровождалось самой разнообразной веселухой — от разгула бандитизма и расстрела из танков Белого дома до массового катастрофического обнищания жителей страны, флагом которой вновь стал прославленный "бесик".

В общем, ассоциативный ряд не самый блестящий. И тем не менее мы сейчас с абсолютной уверенностью можем констатировать: бело-сине-красный триколор с двуглавым орлом как символ новой России можно считать явлением полностью состоявшимся. Тут можно даже и не спрашивать "а что такого случилось". Если уж говорить о символах, случился Крым.

Нет, если честно, то и до этого под трехцветным русским флагом многое что происходило: чеченское примирение, 08.08.08, возвращение государства во внутреннюю жизнь страны и на внешнюю арену. Но символом русского возрождения, русской непокорности и победоносности под "новым/старым" русским триколором в сознание нашего многонационального народа вошла именно "русская", она же "крымская" весна. И именно это духовное наполнение и привело в результате к таким масштабным акциям национальной солидарности, которые состоялись 22-25 августа во время празднования 350-летия флага Российской Федерации. Только на московский митинг-концерт на проспекте академика Сахарова, посвященный этому празднику, собрались более 110 тысяч человек. И это обещает стать хорошей традицией.

Почему так получилось? Тут все просто: во многом благодаря Крымской весне российскому государственному триколору неожиданно удалось стать символом не только русского возрождения, но и внутрироссийского национального примирения: потому что именно под этими знаменами тогда стало окончательно ясно, что все попытки нас разделить по любым признакам — лукавая и бессмысленная тщета. Нас просто объединяет нечто большее. 

Важно тут и то, что в современной политической системе страны "новый/старый" триколор не отрицает и Красное знамя Победы — также наш непреходящий символ, в настоящее время нисколько не забытый: знамя Вооруженных сил Российской Федерации — официальный символ и воинская реликвия российской армии, которую вряд ли захотят снова увидеть на улицах своих столиц те, кто смеет нас задевать.

А бело-сине-красные полотнища становятся тем, чем они и должны быть, — символом обновленной России. Укорененные в еще допетровские и петровские времена, они уже принесли и еще принесут победы и в наши не самые простые и, можно даже сказать, смутные времена. Народ в этом смысле не обманешь. Не верите — спросите у крымчан.