Политика

WSJ: Северная Африка занялась перепродажей российских нефтепродуктов в огромных объемах

WSJ: Северная Африка занялась перепродажей российских нефтепродуктов в огромных объемах
WSJ: Северная Африка занялась перепродажей российских нефтепродуктов в огромных объемах

Государства Северной Африки оказались "ненасытными покупателями" дизеля и прочих нефтепродуктов из РФ после введения антироссийских санкций и сокращения поставок топлива в Европу из РФ. Активизация торговли вызывает обеспокоенность в Брюсселе, сообщает The Wall Street Journal.

По информации издания, в 2021 году Марокко приобрел 600 тыс. баррелей дизельного топлива, в то время как только за январь 2023-го импорт королевства увеличился до 2 млн баррелей, а к концу февраля Рабат получит еще 1,2 млн баррелей.

В позапрошлом году Тунис практически не покупал нефтепродукты из РФ, однако в 2023 году республика продолжает "поглощать" бензин, лигроин, дизельное топливо и газойль, чаще всего используемые для производства пластмасс и химикатов. В январе текущего года Тунис приобрел 2,8 млн баррелей нефтепродуктов из России, в феврале ожидается ввоз порядка 3,1 млн баррелей. Аналитики Kpler выявили аналогичную ситуацию в Египте, Ливии и Алжире.

Наращивание импорта Тунисом и Марокко российских нефтепродуктов совпало с ростом их собственного экспорта, что вызвало логичные подозрения в смешивании и реэкспорте продукции из России. В материале WSJ отмечается, что такие действия срывают усилия Запада по исключению российского топлива из мировой логистики и экономики.

Старший нефтяной аналитик Kpler Виктор Катона подчеркнул, что страны Магриба и Северной Африки закупают избыточные объемы топлива для собственных потребностей, поэтому речь идет, вероятно, о реэкспорте российского топлива.

"Поверьте мне, мы не наблюдаем какого-то ренессанса в нефтепереработке Магриба", – подчеркнул специалист.

Ранее стало известно, что стоимость фрахта танкеров растет из-за ухода судов в тень. В общей сложности за прошлый год к неизвестным владельцам перешло больше 100 судов. Общий размер теневого флота может составлять больше 600 вымпелов, из них треть приходится на танкеры для перевозки сырой нефти. С "белого" рынка ушли танкеры на $2,2 млрд, и цены на перевозку пошли вверх. Пару месяцев назад средняя стоимость дневного фрахта для транспортировки дизельного топлива через Атлантику составляла $10 тыс., сейчас – не меньше $55 тыс.

21 января США пришли к соглашению с союзниками по условиям введения потолка цен на российские нефтепродукты. Всего установлено два потолка: первый касается нефтепродуктов, которые продаются с премией по отношению к сырой нефти, в основном это дизельное топливо и бензин, второй — мазута и керосина, которые обычно торгуются с дисконтом. Ограничения вступили в силу 5 февраля.

Экспорт нефти из РФ сократился в декабре 2022-го на 22% - до 2,5 млн баррелей - на фоне введения нефтяных санкций против страны. За рамками ограничительных мер осталась "небольшая группа покупателей российской нефти", в том числе Индия, Китай, Турция и Болгария.

По сравнению с январем 2022 года, поступления от нефтегазового комплекса упали наполовину, а в других секторах — почти на треть. За январь нефтегазовые доходы страны рухнули на 43%, до 426 млрд рублей в январе. Аналитики прогнозируют рост дефицита бюджета до 5 трлн рублей из-за падения доходов нефтегазовой отрасли, глобальной рецессии и геополитической обстановки.