Чем КБ Ильюшина было лучше КБ Туполева, на каких самолётах летали первые лица СССР, сколько Ил-18 продали за рубеж и почему так важен Ил-114-300 для авиаперевозок в России – в материале Дмитрия Курганова.
На смену Ан-24
Конец 2020 года ознаменовался сразу двумя важными событиями для российской авиации. Друг за другом в небо поднялись самолёты МС-21 с отечественными двигателями ПД-14 (15 декабря) и ИЛ-114-300 с турбовинтовыми движками ТВ7-117СТ-01, также российскими (16 декабря). По понятным причинам именно первый из них привлекал к себе больше внимания специалистов и прессы – всё-таки среднемагистральный самолёт, настоящий конкурент Boeing 737 или Airbus A320.
Однако сегодня хотелось бы подробнее остановиться именно на детище КБ Ильюшина (теперь уже ПАО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина", или ПАО "Ил"), которое, как хочется верить, произведёт переворот в региональных авиаперевозках.
Ил-114-300 сейчас называют новым российским пассажирским самолётом, но всё-таки это модернизированная версия разработанной в КБ Ильюшина модели, которая впервые взлетела ещё 30 лет назад. Более того, были даже выпущены 18 единиц, которые собирались на Ташкентском авиазаводе, однако дело дальше не пошло. Да ещё и Советский Союз развалился. Долгое время главным самолётом местного значения оставался Ан-24, также летали Як-40, некоторые зарубежные модели вроде французских ATR.
Однако годы шли, упомянутые модели вырабатывали свой ресурс, и вопрос обеспечения регионов возможностью относительно доступных авиарейсов становился всё более острым. Потребность в самолёте с дальностью полёта около 1500 километров и вместимостью до 70 пассажиров неизбежно растёт, особенно это касается Крайнего Севера и Дальнего Востока. И именно Ил-114-300 здесь выглядит идеальным решением. Он спроектирован таким образом, что способен взлетать и садиться даже на грунтовые полосы, а эксплуатировать его можно хоть в Африке, хоть за полярным кругом.
Предполагается, что сборку самолёта будут производить на Луховицком авиастроительном заводе, в кооперацию по программе Ил-114-300 входят также нижегородский авиазавод "Сокол", московский ЛАЗ им. Воронина, ульяновский "Авиастар-СП". Уже сейчас приобретать самолёты готовы "Полярные авиалинии", "КрасАвиа", около 50 машин планирует закупить Государственная транспортная лизинговая компания. Планы выглядят амбициозными – 100 единиц за ближайшие восемь лет.
Новый самолёт особенно актуален для нашей страны: он не требователен к уровню оборудования аэродромов, приспособлен к эксплуатации в суровых условиях Севера, Сибири, Дальнего Востока и, благодаря оптимальной вместимости салона, может стать базовой машиной для развития региональных перевозок. В 2022 году ОАК планирует завершить сертификацию Ил-114-300, а с 2023 года – начать его серийные поставки.
Здесь стоит отметить очень важный момент: в условиях западных санкций самолёт полностью
собирается из отечественных комплектующих (в частности, силовая установка – российские двигатели ТВ7-117СТ-01). Этот аспект позволит не быть зависимым в вопросах поставки воздушных машин за рубеж, как было относительно недавно с SSJ-100. Из-за 10% американских комплектующих в нём сорвалась поставка в Иран, когда между странами обострились отношения.
Вы только посмотрите, как Ил-114-300 легко отрывается от земли! Даже при просмотре видео испытываешь какой-то непонятный в своей природе восторг.
Основные гражданские самолёты Ил
Эксперты авиационной отрасли привыкли говорить, что у Сергея Ильюшина не было по-настоящему "неудачных" проектов. Его самолёты сыграли огромную роль в победе над фашистской Германией, а гражданские лайнеры зарекомендовали себя как весьма надёжные машины. Под его уверенным руководством были спроектированы и подняты в воздух не просто самолёты, а едва ли не лучшие образцы авиационной техники как по характеристикам, так и по конструкции. И это не дежурные слова. Эти самолёты наводили ужас на солдат вермахта, которые называли их "бетонными" и даже "чумой".
В мирное время в период СССР самолёты Ил по праву являлись флагманом гражданской авиации. А как же самолёты Туполева (Ту), спросит читатель? Да, соревнование между конструкторскими бюро, безусловно, было. И именно "туполевцам" было поручено создать первый реактивный самолёт. Ту-104 начали собирать в 1954 году, и вскоре он совершил свой первый полёт. Машина действительно завоевала популярность во всём мире. Однако периодически становились очевидны определённые дефекты, в первую очередь конструкторские. 15% самолётов, находившихся в эксплуатации, в итоге было потеряно. А всего было выпущено около 200 экземпляров в различных модификациях.
Это не стало препятствием для появления впоследствии Ту-134, одного из самых массовых самолётов СССР, однако, когда речь зашла о том, кто будет проектировать первый четырёхдвигательный дальнемагистральный самолёт, вердикт руководства страны был однозначен: КБ Ильюшина. И уже в 1957 году первый Ил-18 взлетел с аэродрома на Ходынском поле. Вместимость до 120 человек, дальность до 7 тысяч километров (по тем временам очень недурно), топливная эффективность – всё это вызывало немалый интерес у зарубежных авиакомпаний.
Всего с 1962 по 1987 год были отправлены на экспорт 88 машин ИЛ-18 разных модификаций: в ГДР, Болгарию, Венгрию, Румынию, Чехословакию, Югославию, КНР, Польшу, КНДР, Афганистан, Вьетнам, Гвинею, Мавританию, Мали и Кубу. Разумеется, летал на нём и генсек СССР Никита Хрущёв.
Пока "туполевцы" продолжали гнаться за рекордами (вроде первого сверхзвукового Ту-144), в КБ Ильюшина во главу угла ставили другие задачи. Недаром дальнемагистральный Ил-62 стал флагманом авиации СССР, продержавшись в этом статусе как минимум пару десятилетий. Разумеется, он также успел побыть бортом № 1, причём сразу у нескольких генсеков и даже у первого президента России. Первый широкофюзеляжный самолёт в СССР – Ил-86 вообще стал эталоном надёжности.
Кстати, свой первый опытный полёт Ил-86 совершил 22 декабря 1976 года.
Вскоре после того, как Ельцин пришёл к власти, он решил сменить личный авиатранспорт на более комфортный лайнер. Таким образом, 12 октября 1996 года бортом № 1 стал самолёт Ил-96-300ПУ.
"Летающий Кремль"
Когда президентом стал Владимир Путин, он не внёс изменений по авиатранспорту, так же используя для деловых поездок в основном самолёт Ил-96-300. Стоит отметить, что за все время использования этого типа самолета, с ним не случалось ни одной серьёзной аварии.
Негласно борт № 1 называют "летающий Кремль".
На борту есть спортзал, рабочие кабинеты, конференц-зал, медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи, кухня, гостевые комнаты и комната отдыха для президента. Кабинеты оборудованы всей необходимой офисной техникой, чтобы глава государства мог заниматься любым неотложным делом на борту самолёта.
Максимальная взлётная масса авиалайнера – 250 тонн. Крейсерская скорость может превышать 900 км/ч. Дальность перелёта – свыше 9 000 км.
Настоящее и будущее
Чем сейчас живёт ПАО "Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина"? Продолжается активная работа над созданием новых машин, помимо уже упомянутого Ил-114-300. Среди них лёгкий военно-транспортный самолет Ил-112В, весьма перспективная модификация пассажирского широкофюзеляжного лайнера Ил-96 с удлинённым почти на 10 метров фюзеляжем – Ил-96-400М, средний военно-транспортный Ил-276, а также различные модификации на базе тяжёлого Ил-76.
Современное проектирование в обязательном порядке использует самые передовые цифровые технологии, но при этом специалисты не забывают о том, что Сергей Ильюшин всегда был "мастером простых решений". Во многих разработках гениальный конструктор не просто опережал своё время – он предопределял будущее отечественной авиации.
Хочется верить, что ни кризисные явления, ни политические явления как внутри страны, так и за её пределами не станут препятствиями для дальнейшего развития авиации в России. Лихие 90-е почти убили отечественное самолётостроение, но, к счастью, власти поняли, что небо над нашими просторами могут бороздить не только "Боинги" и "Эйрбасы", но и лайнеры российского производства.