Однополярный мир и регулирующие его правила уходят в прошлое, а развивающиеся страны Глобального Юга активно ищут альтернативу Западу. Это констатировал в своем докладе "Многополярность без многосторонности" верховный комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, участвовавший в работе Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
"Мы действительно живем во все более и более многополярном мире, но многосторонность отступает. Это парадокс. Почему? Потому что, когда число участников игры увеличивается, естественной реакцией должно быть ужесточение правил, регулирующих игру. Однако мы наблюдаем противоположную тенденцию: правила, управляющие миром, выдыхаются", - пишет Боррель, призывая найти способы "преодолеть этот парадокс".
Он назвал три главные аспекта многополярности мира:
- более широкое распределение богатств;
- стремление стран самоутвердиться стратегически и идеологически;
- появление все более "транзакционной" международной системы, основанной на двусторонних сделках, а не на глобальных правилах.
Боррель констатирует масштабные изменения в мировой экономике за последние 30 лет, которые вызвали политическую реструктуризацию. Так, в 1990 году на страны G7 приходилось 67% мирового ВВП, а на Китай — 1,6%. Сегодня первый показатель опустился ниже 40%, а второй — вырос до 18%. Доля ВВП США внутри "большой семерки" сократилась заметно меньше, чем доли Европы и Японии. Таким образом, Вашингтон продолжает доминировать в западном мире.
В то же время многополярность за пределами G7 обусловлена взрывным ростом экономики Китая, что также стало причиной перестройки отношений КНР и США. Вместе эти страны контролируют более 40% мирового богатства, а значит, обладают значительной властью над международной системой. В ближайшее время к ним присоединится Индия, экономика которой растет взрывными темпами.
Боррель также отмечает, что многополярность развивается не только вследствие перераспределения богатств, но и из-за растущего спроса на суверенитет и идентичность, особенно среди стран Глобального Юга. В Латинской Америке, Африке, Азии и на Ближнем Востоке "почти все" страны ищут надежные альтернативы Западу не только в экономическом, но и в технологическом, военном и идеологическом отношении. Причем этот поиск ведется в каждом конкретном случае, например, страны Африки сейчас ищут любых новых игроков, способных заменить старых.
На прошлой неделе Боррель назвал страны ЕС травоядными животными в мире, где доминируют хищники. Это дипломат объяснил тем, что европейцы продолжают вести внешнюю политику, опираясь на гуманитарные принципы, однако в мире стали актуальны силовые.