Отношения России и Грузии потеряли примерно десяток лет переговоров. Провокация в борьбе за власть внутри Грузии обойдется ей же самой в десятки миллионов — это потери туристической и торговой отраслей. Тбилиси пока отвечает недовольством, завышенными ценами в кафе для русских и табличками "оккупанты". И это, уверяет Владимир Свержин, давний алгоритм грузинской дружбы. Он показывает, что отношения грузин всегда строилось по одному принципу, а от "брата" до "врага", по грузинским меркам, всего один шаг.
Легенда о Ясоне
В те времена, когда античные боги сходили с Олимпа, герой Эллады, отважный Ясон, отправился в дальний путь на поиски Золотого руна. И благополучно отыскал его на побережье Черного моря в Колхидском царстве. Пожалуй, эту легенду можно считать первым упоминанием о грузинской государственности.
Желая добыть заветную драгоценность, Ясон по уговору добросовестно выполнял желания местного царя. Первым делом тот потребовал у заграничного героя помочь в войне с соседом и (по легенде) братом, затем — в нечеловеческих условиях выполнить практически нереальную "аграрную" программу (вспахать каменную пустошь на огнедышащих быках) и, в конце концов, вырастить для себя жутких врагов из зубов местного дракона.
С помощью "пятой колоны", дочери местного царя, герою удалось выполнить условия гостеприимного монарха. Попытка обмануть Ясона закончилась для царя Колхиды фатально. Но, как ни парадоксально, алгоритм "братской дружбы" с той поры остался здесь неизменным.
Сестра и враг Персии
Грузины всю свою историю находились в довольно тяжелом положении. Вокруг располагались могущественные державы — в обозримом прошлом это были Персия, Турция и Россия. Христианская Грузия, страна, принявшая веру в Спасителя еще до того, как та возобладала в Византии, естественным образом тяготела к союзу с Московской Русью. С 1587 года на помощь братьям-единоверцам, по их слезной просьбе, для борьбы с захватчиками направлялись русские войска.
Но с персидским угнетателями все было не так просто, как представляется. Долгое время Грузия не просто не подвергалась гонениям и расправам, она была любимейшей сестрой Персии! Да, христианская церковь согласовывала указы своего католикоса с Тегераном, но особых проблем это не вызывало. Грузинская знать была вписана в общеперсидскую, налоги здесь были порой меньше, чем в метрополии, взаимопроникновение культур не знало границ. Достаточно открыть "Витязя в тигровой шкуре" — великий грузинский классик Шота Руставели прямо говорит:
Это повесть из Ирана, занесенная давно,
По рукам людей катилась, как жемчужное зерно.
Спеть ее грузинским складом было мне лишь суждено.
Можно вспомнить Великого Моурави — знаменитого персидского военачальника Георгия Саакадзе, победителя турок и индийцев, и то, что целый век "мэрами" столицы Персии были только грузины.
Разлад пошел уже много позже, к XVII-XVIII вв., когда Персидская держава ослабла в борьбе с турками и афганцами. Тут и настало самое время, по древнему колхидскому алгоритму, сеять "зубы дракона". И снова это привело к фатальным последствиям — мечам и пожарам, так что и сами грузины едва не прекратили существование.
Сбор земель грузинских
Затем в 1783 году был знаменитый Георгиевский трактат о покровительстве и верховной власти Российской империи, по сути явившийся началом создания того самого государства, которое ныне именуют Грузией. До этого такого государства по сути не существовало. Картли-Кахетинское царство, заключившее договор с Россией, занимало лишь часть областей юго-востока современной Грузии. При этом Осетия к тому времени уже была составе Российской империи. А ряд иных земель имели своих правителей и, держа руку на кинжале, жили сами по себе.
Таким образом, говорить об "оккупации" Грузии довольно сложно: именно под Российским знаменем грузинский князь Павел Дмитриевич Цицианов (Цицишвили) в самом конце XVIII - начале XIX веков собирал воедино кавказские царства и княжества, создавая единое государство.
Сегодняшняя "грузинская нация", которая так шумно поднимается на щит тбилисскими политиками, это: картлийцы, кахетинцы, имеретинцы, джавахи, месхи, гурийцы, аджарцы, рачинцы, лечхумцы, пшавы, хевсуры, горцы-гудамакарцы, мохевы-горцы, кизики, тушинцы, ингилои, мегрелы, лазы и сваны. К грузинам же там пытаются относить осетин и абхазов, но те совершенно не в восторге от такого родства. Можно ли на сегодняшний день все это именовать народом Грузии? Да, несомненно. Одной нацией? Вряд ли. Стоит учитывать, что именно единые законы Российской империи замирили и уравняли все эти далеко не всегда дружественные между собой народности. Именно российские вооруженные силы прекратили набеги извне и разбой внутри грузинских земель.
Более того, чувствовать себя неким единым целым все эти народности стали лишь в XX веке и лишь благодаря России, затем и СССР. Именно тогда историческая логика и индустриальное развитие страны начали собирать представителей самых разных родов и племен воедино и, словно в плавильном котле, превращать соседей в единый народ. До этого каждая народность, каждый горный кишлак управлялся своими князьями (тавадами и эриставами), жил по собственным законам и родовым устоям.
Можно вспоминать десятки войн, где плечом к плечу стояли русские и грузины: сражение под Смоленском, где потомок грузинского царя, князь Багратион, спорил с потомком шотландских рыцарей Барклаем-де-Толли о том, кто из них более русский. Можно вспомнить сержантов Егорова и Кантарию, поднявших знамя Победы над рейхстагом.
Считал ли младший сержант Мелитон Кантария оккупантом сержанта Михаила Егорова? Что же произошло? Когда? Как случилось, что мошенник, называющий себя внучатым племянником героя битвы за рейхстаг, срывал с русских, с гостей своей страны, победные ленты? Временное помешательство или же барабан опять провернулся, и вновь пришло время сеять "зубы дракона"?
Стиль грузинской дружбы
Если смотреть на историю структурно, то каждый раз повторяется одно и то же. Довольно слабое грузинское государство лихорадочно старается найти себе могучего "старшего брата". Любые детали вроде нравов, законов, вероисповедания в таком случае роли не играют. Главное — заставить свежеобретенного "родича" поверить, что теперь Грузия и (нужное подставить) — одна семья. Следующий шаг — сжать старшего брата в объятиях, объясняя, насколько он любим и жизненно необходим. И при этом рассказывать о своих проблемах и нуждах. В эту пору как раз и происходит упоминавшееся здесь взаимопроникновение культур и участие представителей Грузии в жизни и истории благожелательного соседа. Стоит ли удивляться, что в "оккупационных войсках" Российской империи служило неимоверное множество офицеров и генералов грузинского происхождения? Служило царям-"оккупантам" верой и правдой. Стоит ли удивляться, что во главе "оккупационной администрации" СССР стоял грузин Иосиф Джугашвили, а правой рукой у него был грузин Лаврентий Берия?
Но дальше неминуемо приходило время заключительного этапа. Центр силы приходил в упадок, некогда мощная держава разрушалась, и вот тут-то в Грузии возникало неумолимая тяга найти следующего могучего защитника. Прежний же — так было и с Персией, и с Российской империей, и с СССР, и сейчас с РФ — объявлялся врагом.
И, конечно же, поскольку очередные зубы дракона тут же начинали всходить, Грузия искала нового старшего брата. Сегодня в качестве такового названы США. После нападения на Южную Осетию тогдашний президент Михаилу Саакашвили успел заявить:
Целью России являются душа и стойкость грузин. Грузия сегодня — граница между добром и злом, цивилизацией и нецивилизованностью, и сейчас весь мир видит, как Давид борется с Голиафом, и здесь Грузия победит.
При всей бессвязности этого тезиса очень легко читается посыл: вчерашние братья, соратники и защитники — коварные враги, с которыми маленький Давид — Грузия — боролся едва ли не всю свою историю.
Теперь уже США выслушивают речи о том, что у Грузии нет друга ближе и роднее. Но стоит немного ослабеть Соединенным Штатам, а в исторической перспективе это произойдет, и у них не будет более лютого врага, чем маленькая, но очень гордая Грузия, испокон веку притесняемая и угнетаемая Америкой. Запас драконьих зубов не ограничен, можно начинать осматриваться, кто будет следующим внезапным родичем.