Политика

Минимум свобод: чего добиваются приверженцы режимов ЧС и ЧП?

Минимум свобод: чего добиваются приверженцы режимов ЧС и ЧП?

В настоящее время в России действует ряд мер по борьбе с распространением коронавируса. На совещании с губернаторами Президент РФ Владимир Путин наделил субъекты правом самостоятельно определять необходимость введения тех или иных ограничений в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом из регионов. 

Несмотря на столь явное различие в количестве зараженных в субъектах РФ, дополнительные меры поддержки населения в сложившихся условиях гарантированы всем гражданам России. Однако некоторые интернет-пользователи требуют от государства введения режима ЧС или ЧП, ложно полагая, что за ним последуют отмены всех платежей, включая счета по ЖКХ и взносы по кредитам. Ко мнению таких псевдоэкспертов присоединились и некоторые представители бизнеса, которые хотят использовать режим ЧС или ЧП как повод отказаться от своих обязательств.

В связи с этим встает вопрос о понимании россиянами реальных последствий введения таких режимов на территории страны и о необходимости осветить законодательный аспект подобных действий государства, которые предполагают не расширение, а напротив – купирование прав и свобод граждан.

ЧС и ЧП: различие и сходство

Понятие и порядок введения режима ЧС определен федеральным законом от 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". О критериях режима ЧП в свою очередь сказано в федеральном конституционном законе от 2001 года "О чрезвычайном положении".

Одно из главных отличий ЧС и ЧП заключается в полномочиях власти при введении этих режимов. Если решение о ЧС могут принять и местные, и федеральные органы, то ЧП действует только по указу президента России.

Разумеется, режим ЧС уступает ЧП с точки зрения принимаемых мер. Однако оба режима предполагают привлечение к решению ситуации специально подготовленных сил и средств, включая Вооруженные силы РФ. Очевидно, что введенные сегодня ограничительные меры в различных регионах страны в большинстве своем ориентированы на сознательность россиян, контроль за их соблюдением производится без привлечения армии.

В случае введения ЧП на всей территории страны в каждом населенном пункте действовали бы самые жесткие меры противодействия коронавирусу – цифровые пропуска, запрет на выход из дома дальше 100 метров и даже комендантский час. Но зачем подвергать такому испытанию многочисленные села и деревни России, где проживает не более тысячи человек и куда коронавирус вряд ли проникнет?  Это будет выглядеть как бесполезная трата мобилизационных ресурсов государства.

Чем грозит введение ЧС и ЧП?

Все те, кто намеревается после введения ЧС переложить на государство обязанности по оплате кредитов, услуг ЖКХ и других обязательств, обманываются в своих ожиданиях. 

Закон о ЧП также не предполагает переложение на государство финансовых обязательств граждан. Более того, при режиме ЧП, согласно 56 статье Конституции, могут устанавливаться отдельные ограничения на права и свободы людей. Так, режим ЧП допускает мобилизацию трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для ликвидации существующей опасности. 

Однако наиболее важным пунктом закона о ЧП, о котором умалчивают все приверженцы введения такого режима, является установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости. 

Кроме этого, при ЧС и ЧП у бизнеса расширяются права на увольнение людей – каждый работодатель может расторгнуть трудовой договор с сотрудником согласно п.7 статьи 83 ТК РФ.

Очевидно, что режим ЧП является крайней и временной мерой, применяемой государством исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Такой режим, например, действовал в течение нескольких дней в октябре 1993 года в Москве во время неудачной попытки захвата Белого дома противниками президента Бориса Ельцина.

В настоящее время в условиях распространения коронавируса в России действует режим самоизоляции, который запрещает проведение массовых мероприятий, предполагает перевод школ и вузов на дистанционное обучение, а большинство организаций – на домашнюю работу. Такой режим в отличие от ЧС или ЧП не ограничивает государство в введении дополнительных мер поддержки граждан, в частности трудового населения. В своем обращении к нации Путин озвучил условие предоставления помощи бизнесу, которое заключается в сохранении занятости предприятий на уровне не менее 90%.

Таким образом, режим самоизоляции, предполагающий нахождение людей в домашних условиях и не ограничивающий полностью их передвижение по населенному пункту, представляется самой действенной мерой в условиях пандемии, победить которую России удастся не вводом войск в города, а благодаря ответственности и сознательности своих граждан.