Мнение

Транзитный договор: что не так с соглашением по газу и к кому остались вопросы

Транзитный договор: что не так с соглашением по газу и к кому остались вопросы

Россия и Украина успели за неделю до Нового года подписать протокол по транзиту газа. 1 января истекает срок 10-летнего контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом". Ожидалось, что страны не успеют согласовать новый договор, тем не менее в последний момент после переговоров с участием Брюсселя им удалось достичь компромисса. Новый контракт на транзит газа из России через Украину должен быть подписан до конца года. Многие считают, что Россия "проиграла", пойдя на серьезные уступки. Дмитрий Лекух — о том, так ли это и как вообще оценивать соглашение. 

Если честно, я, настроенный по отношению к позиции "Газпрома" даже с избыточным, пожалуй, оптимизмом, не ожидал, что трехсторонние (с участием представителей Еврокомиссии) "газовые переговоры" России и Украины окончатся … м-м-м … настолько реалистично. Что называется, где молодцы, там действительно молодцы. Все выглядит настолько гладко, что такого, учитывая сложности с переговорщиками, было крайне самонадеянно даже просто ожидать. 

Итак, о чем договорились. Контракт на 5 лет. Первый, 2020-й год, российская сторона прокачивает минимум 65 миллиардов кубов, каждый последующий — 40 миллиардов. На первый взгляд, тут очевидная победа Украины: солидный транзит, хороший заработок, плюс, в качестве бонуса, "удалось наклонить москалей".

Положение договора из документа, опубликованного правительством Украины

Но это если не вдаваться в подробности. А вот если это сделать, то есть вопросы к карете — что там с превращением в тыкву, например. Дело все в том, что курировавший переговоры Козак в интервью российскому телевидению даже специально подчеркнул: по прямым поставкам газа на Украину пока договориться не удалось. Значит, в этих "солидных транзитных объемах" заложен и т.н. "словацкий реверс". Сколько таким образом "импортируется газа из Европы", сказать затруднительно. Официальные данные ввиду очевидной непрозрачности схем особого доверия не вызывают, но внутреннее потребление газа на Украине — рекордно, кстати, низкое за последние годы — все равно превышает 30 миллиардов кубов.

Добавить задействованную "в схемах" Словакию и, допустим, гордую республику Молдова, для которой трубопровод из Украины по-настоящему критически важен, — вот вам и весь транзит. То есть. "Газпром" "отдал" ровно то, что и хотел и должен был "отдать": не больше и не меньше, закрыв крайне проблемный для себя внутренний украинский рынок плюс небольшие излишки на 5 лет. Имея при этом возможность беспрепятственно прокачивать по трубе любые необходимые Европе "сверхнормативные объемы" — тут вопрос исключительно в цене.

Не знаю уж, как это выглядит с украинской стороны, но с российской более чем очевидно: "Газпром" добился разрешения стоящих перед ним по украинскому направлению задач даже сверх ожидаемых нормативов. И пятилетний контракт тут не должен никого смущать. Начиная с 2021 года там в основном реальные покупатели Украина и Молдова (а, да, еще Словакия немного), которых, если бы не договорились, у "Газпрома" бы просто не было бы — и все.

Что еще немаловажно: согласно проекту договора, ответственность за транзит несет исключительно украинская сторона в лице "Нафтогаза". Украина с этим согласилась в присутствии представителей Еврокомиссии. И если, скажем (а такая возможность имеет место, увы), украинская ГТС по каким-то причинам крякнется раньше намеченного пятилетнего срока, то это теперь уже не наши риски. Этот вопрос закрыт.

К сожалению, остаются открытыми некоторые другие вопросы, куда более неприятные. И это не три миллиарда, которые "Газпром" согласился Киеву выплатить. Собственно, любой заинтересованный аналитик может вполне легально ознакомиться с публичными финансовыми документами "Газпрома" и убедиться, что указанная сумма была зарезервирована российской монополией еще после первого решения Стокгольмского арбитража. Проиграл российский гигант еще тогда: решение суда нам может активно не нравиться (а оно нам не нравится, об этом буквально на той неделе Путин на пресс-конференции говорил), мы можем быть с ним не согласны, но исполнять, увы, обязаны. Потому что сами согласились, а это прямо зафиксировано в договоре, рассматривать именно Стокгольмский арбитраж в качестве третейского арбитра в спорах и признавать его решения по данному договору обязательными к исполнению.

Это значит, что Киев окажется от нового иска почти на $12 млрд и от других претензий

Поэтому вопросы тут, безусловно, есть, но отнюдь не к нынешним переговорщикам, а к тем, кто в свое время этот договор с приснопамятной Юлией Тимошенко даже не подписывал, а просто тупо готовил. Ребят, наполовину государственный "Газпром" тупо пролюбил три миллиарда долларов — можно сколько угодно жаловаться на "несправедливость Стокгольма", но это их конкретный косяк. Где-то халтура, где-то некомпетентность, где-то надежда на то, что все свои — если что, "по-любому порешаем". Вот "порешали", да. И, по-хорошему, за такое бы стоило кому-то ответить. Мы понимаем, что всякое в бизнесе бывает. Но результат очень уж "на табле". И знаменитое сталинское "у каждой аварии есть имя, отчество и фамилия", в подобных случаях кажутся вполне актуальными и в наши, простите, совсем политически непростые как бы времена.

Довольно странной в этой ситуации выглядит и история с единым транзитным тарифом на ближайшие пять лет, о чем уже умудрились рассказать некоторые вполне официальные лица. Вообще-то единый транзитный тариф при плавающей (исчисляемой по "нефтяной формуле") цене на газ — это как минимум странно и даже не очень смешно. Тут просто чисто по идеологии ясно: здесь что-то есть. Как бы нашим высоким специалистам не повторить тут подвиг имени Юлии Тимошенко. Где потом будем искать очередные три миллиарда долларов — тоже хотелось бы знать.

Но глобально важнее другое: понятно, что, к сожалению, достигнутые договоренности в целом на газовых рынках Европы мало что меняют. Ибо при оговоренных объемах привлечение Украиной многомиллиардных инвестиций в модернизацию стремительно ветшающей трубы, мягко говоря, даже чисто математически весьма затруднительно. И это во многом объясняет и договороспособность украинской стороны, и нейтральное молчание из-за океана. Ибо без инвестиций она в лучшем случае как раз искомые 5 лет и проживет. Как раз до того момента, когда будут окончательно введены мощности по сжижению газа на Восточном побережье США и когда они будут обладать необходимым флотом для транспортировки СПГ в Европу. И вот тогда уже начнутся настоящие "газовые битвы", не чета нынешней разведки боем. И нам придется на европейских рынках либо конкурировать своим арктическим СПГ с американским, либо строить очередные "потоки". А как это будет "легко", мы прямо сейчас убеждаемся на примере "второго северного". И украинская ГТС нам к тому времени уже точно не поможет, ибо будет уже совершенно точно ни при чем.