Политика

Бюджет ФБК, часть вторая: как собирают деньги "юристы" Навального

Бюджет ФБК, часть вторая: как собирают деньги "юристы" Навального

Юрист Илья Ремесло, который ранее начал независимое расследование деятельности Фонда борьбы с коррупцией*, продолжает исследовать документы ФБК. Во второй части речь пойдет о грубых нарушениях закона при распоряжении имуществом Фонда и сборе пожертвований. 

В предыдущей части нашего расследования мы установили, что ФБК*:

1) Арендует офис, цена аренды которого выросла за два неполных года с 2 до 9 миллионов.
2) Занимается предпринимательской деятельностью, в том числе – сдает часть данного офиса в субаренду.

А в этой части расследования мы выясним, что дальше происходит с арендуемым офисом ФБК*, и собираются ли пожертвования на сайте ФБК в соответствии с законом. Все исключительно на основании открытых источников и норм права.

Из заявления Любови Соболь мы узнали, что ФБК* за деньги сдает часть офиса в субаренду Партии Прогресса. 

Первое, что сразу бросается в глаза – это конфликт интересов. Статья 27 ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет, что конфликт интересов порождает заинтересованность лиц, входящих в органы управления организации, в совершении сделки с иной организацией (с которой также взаимосвязаны эти лица). Партия Прогресса и Фонд борьбы с коррупцией* являются безусловно взаимосвязанными  организациями. Вот что нам известно о руководящих органах Партии Прогресса: 

Как мы видим, все руководители партии также являются либо руководителями ФБК*, либо его работниками. Налицо конфликт интересов при заключении договора субаренды помещения. А пункт 3 статьи 27 вышеупомянутого ФЗ устанавливает для таких сделок особый порядок предварительного согласования – в том числе, с органами управления организации или Минюстом.

Мало того, пункт 2 статьи 27 особо подчеркивает, что не допускается использование имущества организации заинтересованными лицами в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации. В противном случае – суд признает такую сделку недействительной. 

В итоге получается, что ФБК* арендует заведомо излишнюю площадь, и часть ее отдает "на сторону" своей же организации, то есть заключает очень странную сделку. Были ли соблюдены установленные ФЗ ограничения? Сомнительно.

Теперь мы плавно переходим к процессу сбора пожертвований в ФБК*. Гарантирую, вы очень удивитесь тому, как "неистовые" юристы Фонда оформили сбор пожертвований с правовой точки зрения.
  
Допустим, я решил пожертвовать ФБК* денег и перехожу на соответствующую ссылку. Смотрим публичную оферту (это документ, который заключается с жертвователем). Хочу узнать, на что же идет мое пожертвование?

Указано: на уставные цели. Но как узнать, какие это цели, если нельзя ознакомиться с Уставом? Его на сайте ФБК*… просто нет! К примеру, та же "Единая Россия", которую Навальный***** регулярно критикует, выкладывает уставы своих фондов в открытый доступ. Получается, жертвователи перечисляют деньги ФБК* "вслепую", неизвестно на что? Тогда с юридической точки зрения договор на пожертвование заключен под влиянием обмана, его предмет противоправен, а сам договор является юридически ничтожным согласно ст. 168 ГК РФ. Мало того – такая сделка может повлечь и уголовно-правовые последствия по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
 
Идем далее. Как вам формулировка в пункте 1.2.?

Интересно, юристы Фонда в курсе существования статей 19 и 62 Конституции РФ? Там сказано, что иностранные граждане в РФ пользуются правами наравне с гражданами РФ, а дискриминация по принципу национальной принадлежности запрещается.

С человеческой точки зрения, я понимаю, с какой целью был внесен этот пункт. Гражданин Навальный***** очень не хочет, чтобы его фонд объявили, скажем, "иностранным агентом". И чтобы дистанцироваться от темы зарубежного финансирования, он не нашел иного юридического решения, кроме как открытым текстом дискриминировать в правах иностранных граждан.  

Допустим, иностранный гражданин все-таки решил сделать пожертвование в ФБК*. Что будет тогда?

Прекрасно. Оказывается, в таком случае с него будут взысканы убытки (!) Фонда. Причем формулировка статьи ("действовал от имени, за счет и в интересах третьих лиц") позволяет при желании распространить ее на любого жертвователя фонда. 

Это какое-то новое слово в юриспруденции – взыскивать убытки с жертвователей. Допустим, некто подарил другому лицу автомобиль. А потом этот некто нарушил ПДД и получил штраф. Кто же виноват? Правильно – тот, кто подарил автомобиль. Вот он пусть и платит штраф. Логика на "пять с плюсом". Как весь этот юридический ад согласуется с законом – для меня большая загадка. Оферта составлена юридически безграмотно – на уровне студента первых курсов юрфака. Если смотреть еще внимательнее, то там есть масса и других подводных камней. 

Признаюсь, грубые нарушения и безграмотность юристов ФБК* стали для меня настоящим открытием. В любой цивилизованной стране подобные нарушения давным-давно послужили бы основанием для ликвидации Фонда.

Меня часто спрашивают в последнее время – а почему ты занялся деятельностью ФБК*? Ответ очень простой - мне кажется возмутительным, что вся деятельность Фонда осуществляется людьми, называющими себя "юристами". Просто представьте - вы тратили время на овладение профессией, пробивали себе дорогу, трудились на благо клиентов и работодателей. При этом вы видите, что параллельно существуют "светила юриспруденции", у которых в жизни не было клиентов и судов, зато было внимание СМИ и интернет-публики. За профессию обидно.

P.S. Чтобы избежать лишних вопросов, выкладываю ссылки на все документы, на которые я ссылался в предыдущем и этом посте:

Отчет ФБК* за 2012 год
Отчет о работе ФБК* за 2013 год
Отчет о работе ФБК* за январь-июнь 2014 года
Отчет ФБК* в Минюст за 2012 год  
Отчет ФБК* в Минюст за 2013 год

Все факты можете совершенно спокойно проверить самостоятельно.

Илья Ремесло

  • * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ
  • ** лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
  • *** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга