Статьи

Оптимизм на исходе: почему высокие цены на нефть России не помогут

Оптимизм на исходе: почему высокие цены на нефть России не помогут

В последние дни российские чиновники и банкиры один за другим пересматривают свои прогнозы по росту российской экономики. Все признают, что были излишне оптимистичны. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что темп экономического роста будет понижен. Американский банк Morgan Stanley прогнозирует сокращение российской экономики на полпроцента из-за санкций США против госкомпаний. Эксперты указывают на то, что никаких крупных реформ, кроме пенсионной, власти не анонсировали, а рывок и достижение целей в одних областях будут компенсированы сокращением в других или ростом налогов. Даже рост цен на нефть не внушает экспертам оптимизма. Михаил Мельников - о том, что грозит экономике России. 

Максим Орешкин сослался на "не очень хорошую ситуацию" в начале года, не пояснив, чем же она вызвана. Да, "Русал" и ряд других предприятий попали в санкционный список, что сократит их экспортные возможности, но в то же время главный товар России, нефть, неуклонно дорожает. Хватило даже на то, чтобы компенсировать олигарху Виктору Вексельбергу и его "Ренове" потери от санкций.

Сама по себе государственная поддержка частных предприятий, попавших в тяжелую ситуацию, – нормальная практика. Потому что на этих предприятиях работают такие же граждане нашей страны, и возможный крах "Русала" или "Реновы" привел бы к потере работы десятков тысяч людей, а это социальная напряженность, невыплаченные кредиты, изъятое имущество, поломанные судьбы… Плохо лишь то, что правительство не считает нужным объяснять свои действия населению.

Почему мы не богатеем

Орешкин – чиновник, вынужденный изъясняться хотя и внятно, но в то же время осторожно. Банковские аналитики настроены куда более радикально. Что касается 2018 года, Орешкин понизил прогноз роста с 2,3% до 2,1%, Morgan Stanley – до 1,7%, "Банк России" до "1,5–2,0%", а "Альфа-банк" и вовсе до 1,0%.

Итоги первого квартала действительно оказались не слишком успешными для России. ВВП вырос на 1,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, при этом наблюдается постепенное снижение результатов: в марте мы прибавили всего 0,7%. Промышленное производство выросло на 1,9%, но в марте – только на 1,0%. Результаты были бы еще хуже, если бы не аномально холодная погода в Европе. Рост доходов от газа вырос в марте на 14% по сравнению с прошлым годом. Неплохой плюс показали также железнодорожные перевозки: сказывается близость чемпионата мира по футболу.

Серьезный удар по бюджету нанес резкий рост зарплат: +11% в январе. Это связано с "доведением до целевых уровней оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы". 

Едва ли удастся удержать целевые показатели по инфляции: с начала года рубль уже упал на 10% относительно мировых валют, и цены на импорт неизбежно вырастут. В марте потребительские цены были лишь на 2,4% выше, чем годом ранее, но американцы просто решили подождать с новыми санкциями до президентских выборов в России.

Поводов тревожиться два. Во-первых, объем американских санкций, кажется, достиг критической массы и начинает реально влиять на экономику. И это при том, что наши заокеанские друзья еще не покусились на святое – нефтегазовый сектор (впрочем, уже запрещено продавать нам соответствующие технологии).

Во-вторых, на экономическом подъеме 2010-12 годов было заложено немало крупных инфраструктурных проектов с грандиозным государственным финансированием. Сейчас последние из них практически реализованы, а новых масштабных строек, исключая московскую реновацию, не предвидится. На этом фоне не очень понятно, каким образом правительство будет исполнять новый указ президента развивать экономику темпами выше среднемировых. Сейчас мы отстаем от "остального мира" примерно в два раза, а драйверы роста просматриваются весьма смутно.

Как нам расти

Экспорт вооружений. Россия – один из мировых лидеров в этой отрасли. Но санкции Запада, наложенные в том числе на госкорпорацию "Ростех", существенно ограничивают возможности. Как только США перейдут от угроз к делу и начнут распространять санкции на покупателей нашего оружия, большинство намеченных сделок будет отменено. А африканские и латиноамериканские вожди привыкли "покупать" наше оружие за наши же кредиты.

Цифровая экономика. Именно здесь, согласно стратегии Центра стратегических разработок, находится наше будущее. Программисты в России действительно отменные – возможно, это связано с общей атомизированностью, разобщением нации, что способствует развитию "замкнутых" профессий. Перспективы у нас действительно хорошие, вот только результаты пока что уплывают за рубеж: там и зарплаты выше, и свободы побольше. В результате Роскомнадзору остается бороться с основанными выходцами из нашей страны Google и Telegram.

Туризм. Самая большая страна мира совершенно не умеет продвигать свои чудеса природы. Фактически эта сфера находится у нас на нулевом уровне, а значит, при некоторых усилиях можно добиться серьезного прогресса. Долина гейзеров ничем не хуже Большого каньона, но экономический эффект от них различается в сотни раз. Чемпионат мира по футболу станет неплохой проверкой для российских городов, но туристов надо привлекать и в "дикие" места.

Нефтегазовый сектор. Стоимость эталонной нефти Brent доползла почти до 80 долларов за баррель, и это почти вдвое больше расчетного показателя для российского бюджета. Но, учитывая многочисленные отягощения российской экономики, нефть пока является не воздушным шаром, возносящим в небо, а парашютом, смягчающим падение. Благоприятная конъюнктура в этой отрасли всегда убаюкивала правительство: зачем что-то делать, зачем развивать производство и туризм, когда и так деньги есть.

Бизнес. Многострадальный российский бизнес, который вечно просят "не кошмарить". За последний год наметилась интересная тенденция: бизнес вслед за обществом тоже стал атомизироваться. Число сотрудников на предприятиях малого и среднего бизнеса неуклонно сокращается, зато растет количество занятых на микропредприятиях, юридических лицах с численностью работников до 15 человек. Конечно, все это отчасти - попытки уйти от налогов (перевод сотрудников "на договор" без выплат в социальные фонды), но в то же время ситуация напоминает первую половину 1990-х, эпоху рынков и киосков. Тогда большие дяди были заняты дележом советского имущества и не обращали внимания на малых сих, страна смогла "самоорганизоваться" снизу. Может быть, и сейчас не стоит увлекаться регулированием всего и вся.

На что сделает ставку правительство, станет известно после неизбежных объявлений о пенсионной и налоговой реформах. Пока все идет к тому, что государство закрутит налоговые гайки по всем направлениям. Вот только велик риск, что в результате Россия уйдет в одну большую экономическую Тень.