Статьи

Где выгоднее стареть: с кого России брать пример в пенсионной реформе

Где выгоднее стареть: с кого России брать пример в пенсионной реформе

Новое правительство под руководством Дмитрия Медведева в ближайшее время проведет пенсионную реформу. Судя по опросам, подавляющее большинство россиян против изменений в этой сфере, но выхода нет. И об этом то же правительство предупреждало еще три года назад. Продолжительность жизни в России растет, количество трудоспособных молодых будет сокращаться. Михаил Мельников - о том, что нас ждет, в какой стране самые выгодные "пенсионные условия" и кто сколько откладывает на старость. 

Рожденная в СССР

Наши трудовая и тесно связанная с ней пенсионная система – советского происхождения. Пожалуй, ни в какой другой сфере следы "союза нерушимого" не проявляются так ясно. К сожалению, в новом, условно рыночном окружении многие положения Трудового кодекса выглядят анахронизмом. Да, у нас уникальная система защиты прав наемных сотрудников, но чувствуете ли вы себя защищенными? Трудовая книжка – это настоящая охранная грамота, и именно поэтому работодатели стараются избежать "белого" оформления, "белых" зарплат, чтобы иметь возможность хоть как-то воздействовать на сотрудников. Ибо подписав трудовой договор и сделав запись в трудовую книжку, работодатель становится зависим от сотрудника больше, чем тот от него. Как ни грустно, сотрудники "по договору" (как правило, договору оказания услуг, не предполагающему отчислений в страховые социальные фонды) больше ценят свое рабочее место и более добросовестно относятся к своим обязанностям.

Уже здесь мы видим, что пенсионная система недобирает свое: недостатки трудового законодательства влияют на объем пенсионных отчислений. Но ведь и сам пенсионный возраст, о котором так жарко спорят, установлен в совершенно иные времена, в другой стране, с другими социальными отношениями и другой продолжительностью жизни. Наша формула "55+60" создана в начале 1930-х годов на основании заключения экспертов о том, что "к 55 годам большая часть женщин и к 60 – большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать". Неудивительно: ведь средняя продолжительность жизни в относительно благополучной европейской части РСФСР составляла тогда 40,2 года для мужчин и 45,6 для женщин. Так что казна СССР не сильно страдала под тяжестью пенсионной системы даже тогда, когда она была распространена на всех городских (конец 1930-х гг.) и сельских (1964 г.) тружеников.

Прекращение массовых репрессий, распространение антибиотиков и послевоенное повышение уровня жизни сказались и на демографии: к 1962 году советский человек жил уже 68,7 лет, в 1990 – 69,2. Под конец своего существования СССР уже испытывал трудности: пенсии тогда достигали 75% от заработка. И неудивительно, что с развалом страны одной из первых рухнула именно пенсионная система: старики стали получать гроши по сравнению с 1980-ми.

Собственно, так мы живем и сейчас. Средняя продолжительность жизни - больше 72 лет, но у россиян по-прежнему сохраняется право вести нищенское существование начиная с 55 (женщины) и 60 лет (мужчины). Каждый легально работающий россиянин своими взносами в Пенсионный фонд (22% заработка) содержит почти 2 стариков, и это число продолжает расти.

Такая ситуация удобна для критиков российской власти, которые очень любят сравнивать размер пенсии в России и слабых европейских странах, забывая упомянуть о разнице в пенсионном возрасте. Что ж, посмотрим, как обстоят дела "у них".

В Великобритании базовая государственная пенсия начисляется с 60 лет для женщин и 65 - для мужчин. Она составляет порядка 20% от средней заработной платы человека за последние годы перед пенсией и зависит также от стажа. Это, кстати, примерно соответствует положению дел в России. Однако практически все британцы в дополнение к этому участвуют в других пенсионных программах – делают отчисления в негосударственные пенсионные фонды и создают накопления на предприятиях.

Немцы используют "советскую" систему - действующие работники оплачивают пенсии своих предшественников. Примерно 10% своего заработка отдают сами сотрудники, столько же платят за них работодатели. Воспользоваться этими благами можно с 67 лет.

В послевоенные годы Франция была самой "социалистической" страной западного блока. Здесь самая короткая рабочая неделя, самые развитые социальные гарантии, самые сильные социалистические и коммунистические партии. Французы отчисляют в пенсионную систему 16,35% своих доходов, а выйти на пенсию можно в 60 лет. Правда, чтобы получать ее в полном размере, надо легально отработать к этому времени 41 год. С 65 лет пенсия автоматически становится полной – около 500 евро в месяц (более 35 тыс. руб., не так уж много с французскими ценами). Плюс, разумеется, то, что удалось скопить на негосударственных пенсионных счетах.

Типичный американец стремится получать три пенсии – государственную, корпоративную и личную. Пенсионный возраст зависит в первую очередь от намерений самого гражданина: уйти на покой можно в любой момент, но полную государственную пенсию вы начнете получать в 67 лет, если хотя бы 10 лет отдавали 15% заработка в пенсионный фонд. В среднем пенсионеры получают здесь 1500 долларов в месяц – в провинции на эти деньги жить можно, в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе - нет.

Дания - типичный образец "скандинавского социализма". В этих странах исключительно высокие налоги, которые компенсируются повышенной заботой государства о гражданах. Датчане выходят на пенсию в 67 лет и благодаря многолетнему участию в государственных и частных пенсионных программах получают в среднем 2,8 тыс. долларов в месяц. Этого достаточно для жизни даже в этой очень дорогой стране.

Израиль также выделяется среди стран западного типа повышенными социальными гарантиями. Возраст выхода на пенсию колеблется от 60 до 67 лет, взносы – от 6,95% до 18,5% доходов. Минимальное пособие по старости эквивалентно 370 долларам в месяц, средняя пенсия – около 1500 долларов. Любопытно, что Россия недавно обязалась платить пенсии израильским репатриантам из СССР. Это решение не вызвало бурю негодования только потому, что о нем мало кто знает.

Японцы имеют право выйти на пенсию в 65 лет, но дураков там мало. Ведь чем позже уйдешь на отдых, тем больше будешь получать каждый месяц. Государственная пенсия составляет всего 700 долларов в месяц, но из-за особенностей японской культуры основной доход пенсионеров формируется во время их работы в корпорации - как правило, одной за всю жизнь. Поэтому средний японский пенсионер покидает рабочее место в 70 с хвостиком и получает потом примерно 60% своей зарплаты. Неудивительно, что все туристические объекты мира заполонены седыми японцами с фотоаппаратами.

Пенсионная система Китая соответствует советской конца 1950-х годов: право на пенсию имеет лишь 55% граждан, в основном горожане. Средняя пенсия – менее 150 долларов, чуть меньше, чем в России (правда, ее покупательная способность несколько выше). Наемные работники платят в пенсионные фонды 7–8% заработка, еще половину этой суммы доплачивает работодатель. Раньше всего выходят на пенсию женщины, занятые физическим трудом (в 50 лет), пенсионный возраст остальных китайцев соответствует российскому – 55 и 60 лет.

Добавим, что почти во всех значимых странах – и в первую очередь в Китае – сейчас идут резкие или плавные пенсионные реформы: население стареет, и ничего с этим не поделать. Содержание пожилых людей становится неподъемным для молодых работников, значит, пенсионный возраст приходится сдвигать все дальше и дальше.

Самым серьезным отличием России от всех названных стран является изобилие категорий работников, получающих льготную или повышенную пенсию. Социальные гарантии для ряда категорий населения явно чрезмерны и мешают государству выполнять обязательства перед остальными россиянами.

А что молодежь

Пенсионный возраст в России повышать будут скорее всего по формуле "полгода за год": то есть для мужчин, скажем, 1960 года рождения до 60,5 лет, для 1961-го до 61 года, наконец, для 1969 года рождения до 65 лет - наиболее вероятного рубежа реформы. Для женщин это, возможно, будет сделано чуть быстрее, чтобы довести их пенсионный возраст с 55 до 62–63 лет. Ничего страшного во всем этом нет, особенно учитывая размер наших пенсий.

Главная проблема реформы, как ни странно, почти не упоминается чиновниками и журналистами. Речь идет о возможном повышении уличной преступности. Дольше занимая рабочие места, пожилые россияне невольно обостряют проблему безработицы – новые места создаются у нас с мучительным скрипом. При этом молодежь не готова идти на тяжелые работы, вытесняя, например, мигрантов из Средней Азии – интернет и телевизор готовят их к совершенно иной жизни, этика уважения к любому труду разрушена и заменена уголовным презрением к работе. Можно к гадалке не ходить – очень многие потянутся за "легкими деньгами", которые можно добыть только из кармана ближнего своего.

Поэтому пенсионная реформа должна сопровождаться изменением трудового законодательства, упрощением ведения бизнеса и прекращением надзорного террора. Только тогда мы сможем создавать новые рабочие места, не рискуя попасть за решетку по надуманным обвинениям со стороны граждан, которым приглянулся работающий бизнес.