Статьи

Душители, странники, испускатели газов: самые необычные секты в истории России

Душители, странники, испускатели газов: самые необычные секты в истории России

С середины XVIII века, с распространением грамотности, в Российской империи начали возникать секты. Священные книги оставляли широкий простор для толкования, поэтому неудивительно, что одни и те же фрагменты в народных массах порой трактовали совершенно противоположно. Некоторые из них просуществовали многие годы и оставили значительный след в истории, другие угасли через несколько лет из-за крайней причудливости. Евгений Антонюк вспоминает самые необычные секты в российской истории.

Бегуны, они же странники, неплательщики, сопелковцы, подпольники

Одна из самых необычных сект в российской истории. Учение бегунов зародилось в рядах старообрядцев-беспоповцев во второй половине XVIII века. Мирское имя создателя бегунов до сих пор так и не установлено. Известно лишь, что учение придумал беглый солдат, нашедший укрытие у старообрядцев и взявший имя Евфимий.

Бегуны категорически отрицали существующий мир, считая практически все присутствующие в нем явления проявлениями власти Антихриста, который правит миром через своих слуг — русских царей.

Они пытались создать альтернативное подпольное общество с разветвленными тайными каналами. Бегуны не имели никаких контактов с государством, не служили в армии, жили без документов, отказывались платить налоги и подати, а наиболее радикальное ответвление секты — безденежники — категорически запрещало своим последователям пользоваться деньгами, поскольку те несли на себе печать Антихриста.

Старообрядцы-странники

Высшей степенью уважения в рядах бегунов пользовались странники — люди, сознательно отказавшиеся от собственности и оседлости и всю жизнь проводившие в скитаниях. Бегуны обязаны были оказывать любую посильную помощь всем странникам и беглецам. С этой целью они создали целую сеть подпольных странноприимных убежищ, где укрывались как сознательные странники, так и беглые солдаты и преступники.

На протяжении своего существования бегуны претерпели множество расколов, дав жизнь новым ответвлениям. Среди них были направления, которые отрицали вообще любую связь с антихристовым миром вплоть до запрета на ношение крестов, были и те, которые, наоборот, стремились установить своеобразную иерархию чинов, подобную церковной.

Точная численность бегунов никогда не была известна из-за высшей степени конспирации, присущей приверженцам этого течения. Вся жизнь бегунов была связана с секретами, даже мертвых им запрещалось хоронить открыто, поэтому их погребали в тайных местах, без гробов и церемоний, даже не помечая мест их захоронений.

Образец письма Евфимия

Во время странствий бегуны вербовали новых членов по всей территории Российской империи. Хотя секта никогда не была особо многочисленна, ее члены жили во многих губерниях Центральной части России. Конспирация и взаимовыручка позволили им успешно справляться с гонениями как дореволюционного, так и советского периода. Небольшие группы бегунов были активны вплоть до конца ХХ века. Предполагается, что и в настоящее время их разрозненные группы продолжают свое существование.

Душители

В отличие от индийских душителей — тугов — российские не занимались убийствами, а наоборот, хотели быть задушенными. Эта секта также зародилась в рядах старообрядцев-беспоповцев. Как и многие подобные течения, они считали, что церковная реформа патриарха Никона ознаменовала победу сил зла. Мир перешел под управление Антихриста, соответственно, на всех его проявлениях лежит печать дьявола. Душители не посещали церковь, не почитали икон и священных книг.

Главным способом спасения от порабощения Антихристом они считали мученическую смерть по примеру библейских сорока мучеников. Насильственная смерть превращала человека в праведника, поэтому душители мечтали о том, что будут жестоко кем-то убиты.

Крестьяне Мезенского уезда

О них ходила зловещая молва. Якобы члены секты душили своих собратьев, чтобы те попали в рай, благодаря чему секта и получила свое название. Как только член секты заболевал и становилось ясно, что он скоро умрет, его душили подушкой, чтобы не оставлять следов. Это называлось "приведение к ангельскому чину". Насильственная смерть, по их мнению, искупала все прижизненные грехи. Однако ни одного доказанного в суде случая подобных убийств в Российской империи не зафиксировано. Несколько подобных дел развалилось в суде из-за недостатка улик.

Секта отличалась немногочисленностью и проявляла наибольшую активность в Саратовской и Костромской губерниях. К началу XX века окончательно угасла.

Шалопуты

Секта зародилась во второй половине XIX века в Тамбовской губернии. Шалопуты весьма специфически трактовали Священное писание, в результате чего у них вышла не столько секта, сколько своя религия. Они категорически отрицали такие постулаты христианского учения, как Второе пришествие, воскресение, отвергали все церковные таинства и верили в то, что Бог вселяется в своих пророков — Моисея, Иисуса и их последователей, вплоть до лидеров самих шалопутов.

Члены секты жили коммунами, не ели мяса, не употребляли алкоголя. "Брак по духовной близости" считался предпочтительнее церковного, но любовные связи не приветствовались.

На рубеже XIX и XX веков течение распространилось на нынешних пограничных территориях России и Украины, но постепенно угасло и растворилось в более массовых христианских течениях (например, штундисты).

Еговисты-ильинцы

Николай Ильин

Течение было создано в середине XIX века капитаном артиллерии Николаем Ильиным. Увлекавшийся размышлениями офицер со временем разработал свою собственную оригинальную религиозную систему с сильным дуалистическим началом (Егова и Сатана ведут друг с другом непрекращающуюся борьбу, которая в конце времен завершится решающим сражением и установлением Иерусалимской республики, своеобразного аналога рая на земле).

Еговисты считают Библию искаженной Сатаной, не признают большинства христианских праздников, вместо воскресенья чтут субботу, не служат в армии и не участвуют в войнах. В отличие от большинства дореволюционных сект, еговисты благополучно пережили и дореволюционные гонения, и советский период, и существуют до сих пор. Долгое время центром движения еговистов был Урал (отставной капитан Ильин жил на территории нынешней Свердловской области, там у него и появились первые последователи), но в ХХ веке их учение распространилось на многие другие регионы.

Точная численность еговистов в настоящее время неизвестна из-за традиционной закрытости движения (посторонние на допускаются на богослужения). Из-за названия их часто путают со Свидетелями Иеговы**, однако последние не имеют к ним отношения. Кроме того, они появились примерно на два десятилетия позже еговистов-ильинцев.

Скопцы, они же белые голуби

Скопцы

Одна из самых могущественных и знаменитых сект дореволюционного периода, которая известна на протяжении почти трех веков. Считается, что основателем течения в середине XVIII века стал беглый крепостной Кондратий Селиванов. Однако некоторые исследователи полагают, что Селиванов был лишь одним из наиболее ранних известных лидеров, а само течение гораздо старше и существовало еще в допетровскую эпоху. В XVIII веке скопцы отделились от хлыстов, одной из самых древних российских сект.

Несмотря на то что их пути разошлись, хлысты и скопцы сохранили определенное родство. Общины тех и других именовались "кораблями" во главе с "кормчим" или "кормщиком". Христианские праздники не признавались, но при этом для конспирации разрешалось ходить в церковь. И те, и другие проповедовали строгое половое воздержание. Их радения (богослужения) также во многом похожи.

Скопцы отличались крайней сплоченностью, движение пользовалось популярностью у купцов, поэтому скопцы славились своими капиталами. Богатство привлекало к ним новых последователей. В эпоху крепостного права богатые скопцы нередко выкупали крепостных крестьян в обмен на их согласие пройти обряд "убеления", т.е. оскопления. 

Необходимость привлечения новых членов диктовалась неодобрительным отношением к деторождению (однако в некоторых регионах скопцы предпочитали родить одного или двух детей, прежде чем пройти "убеление"), из-за которого секте было трудно пополнять свои ряды "естественным путем". Новичков скопцы привлекали либо обещаниями материальных благ, либо религиозными аргументами. Нередко новичкам позволялось долгое время жить в общине, не подвергаясь оскоплению, пока человек наконец не дозревал до этого.

"Корабль" скопцов

Оскопление, практиковавшееся у скопцов, было их наиболее известной отличительной чертой. Для обоснования этой практики они приводили множество цитат из священных книг, толкуя их в пользу богоугодности кастрации. Различались малая печать (удаление яичек) и царская печать (удаление яичек и полового члена). У женщин также практиковалось удаление клитора и груди.

Скопцы праздновали свои собственные праздники и не праздновали христианские. Однако при этом в целях конспирации им дозволялось посещать церковь, что они нередко делали.

Расцвет этого движения пришелся на дореволюционную эпоху. В советское время они подвергались гонениям, но все же пережили этот период, и немногочисленные последователи некогда могущественного течения существуют до сих пор. Правда, после смерти последних дореволюционных скопцов хирургическое оскопление в их рядах больше не практикуется.

Паниашковцы, они же испускатели газов

Это небольшое течение откололось от хлыстов в конце XIX века. Его основателем стал крестьянин Гаврилов, известный под прозвищем Паниашка.

Паниашковцы верили, что в человеке живет бес, злой дух. Именно он и вынуждает человека справлять естественные потребности. Поэтому во время приготовления еды, приема пищи или отправления естественных нужд они приговаривали: "на тебе, бес". В отличие от хлыстов, державших строгие посты и не употреблявших мясной пищи, паниашковцы ели все подряд.

Крестьянский общий стол в деревне близ Симбирска

Впрочем, существовал способ временно изгнать беса из тела. Сразу после еды необходимо было как можно сильнее и громче испустить кишечные газы, приговаривая: "прекорил проклятого беса". То же самое полагалось делать и во время молитв. После испускания газов человек временно считался свободным от бесов. Если по какой-то причине сделать это не получалось, беса изгоняли битьем по спине до тех пор, пока не удавалось добиться требуемого результата.

Паниашковцы существовали в Самарской губернии, где жил Гаврилов. После его смерти в конце XIX века его последователи почитали его как святого и долгое время ждали его воскресения. Однако к началу советской эпохи секта окончательно угасла, так и не став массовой.

Бессмертники

Секта, появившаяся в Москве в последней четверти XIX века. Кардинально отличалась от большинства российских сект и течений. Если те считали мир полным грязи, похоти, греха, царством Антихриста и просто отвратительным местом, всячески изводили себя ради посмертной жизни, то бессмертники наоборот верили в то, что мир создан для вечной жизни.

Николай Бердяев

Они полагали, что мир слишком прекрасен и изначально Бог задумал его как место для вечной жизни. Чтобы добиться бессмертия, необходимо лишь всеми силами уверовать в Христа и его учение. Тот факт, что даже самые преданные последователи Христа, включая апостолов, рано или поздно умирали, бессмертники объясняли тем, что они просто неправильно поняли суть учения. Они верили в собственную смертность, тогда как надо было поверить в свое бессмертие. Смерть самих адептов движения бессмертников также объяснялись изъянами и ошибками в их вере.

Большой интерес к бессмертникам проявлял известный религиозный философ Николай Бердяев, часто встречавшийся с представителями секты для бесед.

Движение бессмертников угасло в 10-е годы XX века. После начала советской эпохи упоминания о них окончательно исчезают.

* экстремистская организация, запрещенная на территории России

  • * экстремистская организация, запрещенная на территории России