Мнение

Бюджет-2020: на что пойдут наши налоги

Бюджет-2020: на что пойдут наши налоги

21 ноября в Госдуме пройдет третье, решающее чтение проекта бюджета России. Документ называется "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". По сути это детальный план жизни россиян на ближайшее время. Михаил Мельников ознакомился с ним и выделил главное. Он рассказывает, как будут тратиться госденьги.

Ни один бюджет в России пока полностью не исполнялся: так, к примеру, по ключевой государственной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2018 году были достигнуты лишь три целевых показателя из семи, по "Здравоохранению" — два из пяти.

Но роль главного бюджетного документа все же нельзя недооценивать. Если по объему доходов могут быть большие расхождения (скажем, в 2018 году бюджет получил на 2,5 трлн руб. больше, чем планировалось, но бывают и неприятные сюрпризы), то структура расходов кардинально не меняется. 

Третье чтение считается формальным: основные замечания высказаны в ходе второго. А то, что у правительства есть всего два дня на внесение поправок, означает, что претензий к документу мало. 

В первом чтении 353 депутата отдали голос за, 62 — против. Во втором — 356 за, 53 против, 1 воздержался. Надо сказать, что при обсуждении бюджета в Госдуме редко ставится под сомнение доходная часть — депутаты бьются главным образом за распределение расходов. В этом году между первым и вторым чтением поступило более 600 поправок, перераспределены свыше 740 миллиардов рублей на три года, в том числе 290 миллиардов в 2020-м.

Просто о бюджете

Государственный бюджет нередко путают, например, с ВВП — внутренним валовым продуктом, совокупностью стоимости всего созданного в стране.

Доходная часть государственного бюджета — это деньги, которые поступают в распоряжение властей через налоги, пошлины, дивиденды от участия в компаниях, проценты от ранее выданных займов, доходы целевых бюджетных фондов, ассигнования из бюджетов иных уровней и так далее.

В России есть три уровня бюджетов: государственный, региональный и местный. Их сумма называется консолидированным бюджетом. После утверждения федерального бюджета регионы начинают формировать свои финансовые планы, а там дело доходит и до местного уровня, в котором тоже есть свои градации (например, район — городское поселение — входящие в состав поселения населенные пункты).

Доходная составляющая федерального бюджета вплотную приблизилась к 20% валового внутреннего продукта, а значит консолидированный вполне может перешагнуть через рекордную для нашей страны 35-процентную отметку. По мировым меркам это очень много: государство распределяет более трети национального дохода. Текущий вариант можно скачать с сайта Госдумы. Там более пяти тысяч страниц сплошных цифр. А есть еще 85 региональных бюджетов плюс бюджет Байконура.

Основные параметры

  • Доля расходов федерального бюджета в ВВП растет третий год подряд (16,6% – 16,8% – 17,3%), что свидетельствует о продолжении огосударствления экономики. Впрочем, на 2021-22 годы запланировано снижение этого показателя;
  • Профицит бюджета — 0,8%;
  • Рост ВВП — 1,7% (при нефти по $62 за баррель);
  • Цена отсечения для нефти Urals — $42,4 за баррель, доходы от большей цены отправятся, как и прежде, в Фонд национального благосостояния;
  • Инфляция — не более 3%;
  • Федеральный минимальный размер оплаты труда — 12 130 руб.;
  • Прожиточный минимум для пенсионеров — 9 311 руб.;
  • Средний курс доллара — 67 руб.;
  • Средняя стоимость литра автомобильного бензина — 50 руб.

Траты по отраслям

  • Более четверти всех расходов бюджета пойдут на правоохранительную деятельность — 26,6% от всех расходов (не путать с долей от ВВП). В эту долю включены также закрытые части расходов на оборону и безопасность;
  • Социальная политика — 22,7%;
  • Меры по стимулированию экономики — 11,6%;
  • Содержание государственного аппарата — 6,6%. Это, собственно, и есть размер реального налога на государственную деятельность, остальные уплаченные нами деньги так или иначе возвращаются в виде разнообразных государственных услуг;
  • Национальная безопасность — тоже 6,6%;
  • Национальная оборона — 4,8%;
  • Здравоохранение — 4,5%;
  • Субсидии субъектам федерации — 4,5%;
  • Обслуживание государственного долга — 4,1% (неожиданно увесистая сумма, учитывая малый размер наших долгов); 
  • Образование — 4,0%;
  • Охрана окружающей среды, главным образом от нас же самих — 1,6%;
  • Вложения в систему ЖКХ — 1,1%.

В этой структуре не выделены отдельно средства, которые пойдут на финансирование национальных проектов, — они разбросаны по разным категориям. Но в целом это увесистые 7 триллионов рублей за 3 года, в том числе в 2020 году — 2 триллиона, более 10% всех расходов.

Оптимистичные консерваторы

Оптимизм и консерватизм — главные слова в экспертных оценках документа. Оптимизм — потому что Минфин ждет постоянного роста налоговых доходов, не имея, кажется, внятного представления о налогооблагаемой базе и о способности бизнеса платить удвоившиеся за 10 лет отчисления в бюджет. Впрочем, более 70% налоговых доходов страны обеспечивают предприятия с государственным участием.

Профицит на 3 года и бурный рост ВВП, рассчитанный на основании не очень понятной методики, тоже являются признаками правительственного оптимизма. 

При этом бюджет очень консервативный, и в Счетной палате уже отметили, что он сильно напоминает своих предшественников. Нет роста инвестиций в человеческий капитал: доля расходов на образование и здравоохранение даже ниже, чем в конце предыдущего десятилетия, и не выдерживает никакого сравнения с развитыми странами. До 5% от ВВП и на образование, и на здравоохранение нам очень далеко — не удалось достичь даже 5% от расходной части бюджета. 

Между первым и вторым чтениями, правда, удалось немного улучшить эти параметры, но "лишние" 22 миллиарда на здравоохранение — это лишь 0,2 "промилле" от нашего ВВП. Глава Минфина Антон Силуанов очень не любит выделять деньги на направления, которые не дадут внятной финансовой отдачи в ближайшие годы.

Вообще с деньгами он расстается так трудно, что даже депутаты обвиняют Минфин в сильных задержках бюджетных трансферов. С болью Силуанов вынужден был пообещать, что в 2020 году многие получат деньги в срок.

Надо отметить, что далеко не всегда выделенные деньги вообще расходуются. Скажем, по национальному проекту "Образование" несколько регионов в 2019 году не прислали заявки на финансирование — видимо, там все очень хорошо в этой сфере. По культуре и вовсе израсходовано менее половины заявленных в бюджете средств. Неиспользованные деньги возвращаются в бюджет следующего года.

Новинки бюджета

Впервые в российском бюджете выделены средства на лекарства для имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы. Будем следить за тем, как эти деньги превратятся в реальные льготные и бесплатные рецепты.

Регионы получат право ежегодно выплачивать лишь 5% суммы долга федеральному центру при условии, что остальные деньги пойдут на инвестиционные проекты. То есть деньги не будут возвращаться, а пойдут на развитие. Идея отличная. Надеюсь, этот эксперимент окажется удачным, а доля инвестиционной части долга впоследствии повысится. Кстати, налоги, собранные благодаря реализации этих проектов, также будут засчитываться в уплату по бюджетным кредитам. Участие регионов в национальных проектах тоже облегчается: в порядке эксперимента 10 субъектов Федерации смогут вносить лишь 1% от общих расходов по проекту.

На всю страну распространяется программа социальных контрактов. То есть число семей, живущих ниже уровня бедности, будет снижаться за счет прямой государственной помощи в обмен на некоторые действия самой семьи. Речь идет о переобучении, создании приусадебного хозяйства, выполнении каких-либо работ — в целом об "ответственном социальном поведении".

Впервые Россия начнет инвестировать средства Фонда национального благосостояния, так как его размер превысит 7% ВВП. Правда, "надежными и ликвидными инструментами" скорее всего окажутся зарубежные проекты. Влиятельная Счетная палата скептически относится к возможности сохранения и приумножения денег в России.

* * *

Это вполне реалистичный бюджет с разумным балансом "скупердяйства" и "шапкозакидательства". Вообще, многие законы в России хороши, вопрос лишь в их исполнении и реализации. Хорошо было бы, если бы астрономические 26,6%, выделенные на правоохранительные органы, отчасти были потрачены и на наблюдение за выполнением бюджета.