21 ноября в Госдуме пройдет третье, решающее чтение проекта бюджета России. Документ называется "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". По сути это детальный план жизни россиян на ближайшее время. Михаил Мельников ознакомился с ним и выделил главное. Он рассказывает, как будут тратиться госденьги.
Ни один бюджет в России пока полностью не исполнялся: так, к примеру, по ключевой государственной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2018 году были достигнуты лишь три целевых показателя из семи, по "Здравоохранению" — два из пяти.
Но роль главного бюджетного документа все же нельзя недооценивать. Если по объему доходов могут быть большие расхождения (скажем, в 2018 году бюджет получил на 2,5 трлн руб. больше, чем планировалось, но бывают и неприятные сюрпризы), то структура расходов кардинально не меняется.
Третье чтение считается формальным: основные замечания высказаны в ходе второго. А то, что у правительства есть всего два дня на внесение поправок, означает, что претензий к документу мало.
В первом чтении 353 депутата отдали голос за, 62 — против. Во втором — 356 за, 53 против, 1 воздержался. Надо сказать, что при обсуждении бюджета в Госдуме редко ставится под сомнение доходная часть — депутаты бьются главным образом за распределение расходов. В этом году между первым и вторым чтением поступило более 600 поправок, перераспределены свыше 740 миллиардов рублей на три года, в том числе 290 миллиардов в 2020-м.
Просто о бюджете
Государственный бюджет нередко путают, например, с ВВП — внутренним валовым продуктом, совокупностью стоимости всего созданного в стране.
Доходная часть государственного бюджета — это деньги, которые поступают в распоряжение властей через налоги, пошлины, дивиденды от участия в компаниях, проценты от ранее выданных займов, доходы целевых бюджетных фондов, ассигнования из бюджетов иных уровней и так далее.
В России есть три уровня бюджетов: государственный, региональный и местный. Их сумма называется консолидированным бюджетом. После утверждения федерального бюджета регионы начинают формировать свои финансовые планы, а там дело доходит и до местного уровня, в котором тоже есть свои градации (например, район — городское поселение — входящие в состав поселения населенные пункты).
Доходная составляющая федерального бюджета вплотную приблизилась к 20% валового внутреннего продукта, а значит консолидированный вполне может перешагнуть через рекордную для нашей страны 35-процентную отметку. По мировым меркам это очень много: государство распределяет более трети национального дохода. Текущий вариант можно скачать с сайта Госдумы. Там более пяти тысяч страниц сплошных цифр. А есть еще 85 региональных бюджетов плюс бюджет Байконура.
Основные параметры
- Доля расходов федерального бюджета в ВВП растет третий год подряд (16,6% – 16,8% – 17,3%), что свидетельствует о продолжении огосударствления экономики. Впрочем, на 2021-22 годы запланировано снижение этого показателя;
- Профицит бюджета — 0,8%;
- Рост ВВП — 1,7% (при нефти по $62 за баррель);
- Цена отсечения для нефти Urals — $42,4 за баррель, доходы от большей цены отправятся, как и прежде, в Фонд национального благосостояния;
- Инфляция — не более 3%;
- Федеральный минимальный размер оплаты труда — 12 130 руб.;
- Прожиточный минимум для пенсионеров — 9 311 руб.;
- Средний курс доллара — 67 руб.;
- Средняя стоимость литра автомобильного бензина — 50 руб.
Траты по отраслям
- Более четверти всех расходов бюджета пойдут на правоохранительную деятельность — 26,6% от всех расходов (не путать с долей от ВВП). В эту долю включены также закрытые части расходов на оборону и безопасность;
- Социальная политика — 22,7%;
- Меры по стимулированию экономики — 11,6%;
- Содержание государственного аппарата — 6,6%. Это, собственно, и есть размер реального налога на государственную деятельность, остальные уплаченные нами деньги так или иначе возвращаются в виде разнообразных государственных услуг;
- Национальная безопасность — тоже 6,6%;
- Национальная оборона — 4,8%;
- Здравоохранение — 4,5%;
- Субсидии субъектам федерации — 4,5%;
- Обслуживание государственного долга — 4,1% (неожиданно увесистая сумма, учитывая малый размер наших долгов);
- Образование — 4,0%;
- Охрана окружающей среды, главным образом от нас же самих — 1,6%;
- Вложения в систему ЖКХ — 1,1%.
В этой структуре не выделены отдельно средства, которые пойдут на финансирование национальных проектов, — они разбросаны по разным категориям. Но в целом это увесистые 7 триллионов рублей за 3 года, в том числе в 2020 году — 2 триллиона, более 10% всех расходов.
Оптимистичные консерваторы
Оптимизм и консерватизм — главные слова в экспертных оценках документа. Оптимизм — потому что Минфин ждет постоянного роста налоговых доходов, не имея, кажется, внятного представления о налогооблагаемой базе и о способности бизнеса платить удвоившиеся за 10 лет отчисления в бюджет. Впрочем, более 70% налоговых доходов страны обеспечивают предприятия с государственным участием.
Профицит на 3 года и бурный рост ВВП, рассчитанный на основании не очень понятной методики, тоже являются признаками правительственного оптимизма.
При этом бюджет очень консервативный, и в Счетной палате уже отметили, что он сильно напоминает своих предшественников. Нет роста инвестиций в человеческий капитал: доля расходов на образование и здравоохранение даже ниже, чем в конце предыдущего десятилетия, и не выдерживает никакого сравнения с развитыми странами. До 5% от ВВП и на образование, и на здравоохранение нам очень далеко — не удалось достичь даже 5% от расходной части бюджета.
Между первым и вторым чтениями, правда, удалось немного улучшить эти параметры, но "лишние" 22 миллиарда на здравоохранение — это лишь 0,2 "промилле" от нашего ВВП. Глава Минфина Антон Силуанов очень не любит выделять деньги на направления, которые не дадут внятной финансовой отдачи в ближайшие годы.
Вообще с деньгами он расстается так трудно, что даже депутаты обвиняют Минфин в сильных задержках бюджетных трансферов. С болью Силуанов вынужден был пообещать, что в 2020 году многие получат деньги в срок.
Надо отметить, что далеко не всегда выделенные деньги вообще расходуются. Скажем, по национальному проекту "Образование" несколько регионов в 2019 году не прислали заявки на финансирование — видимо, там все очень хорошо в этой сфере. По культуре и вовсе израсходовано менее половины заявленных в бюджете средств. Неиспользованные деньги возвращаются в бюджет следующего года.
Новинки бюджета
Впервые в российском бюджете выделены средства на лекарства для имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы. Будем следить за тем, как эти деньги превратятся в реальные льготные и бесплатные рецепты.
Регионы получат право ежегодно выплачивать лишь 5% суммы долга федеральному центру при условии, что остальные деньги пойдут на инвестиционные проекты. То есть деньги не будут возвращаться, а пойдут на развитие. Идея отличная. Надеюсь, этот эксперимент окажется удачным, а доля инвестиционной части долга впоследствии повысится. Кстати, налоги, собранные благодаря реализации этих проектов, также будут засчитываться в уплату по бюджетным кредитам. Участие регионов в национальных проектах тоже облегчается: в порядке эксперимента 10 субъектов Федерации смогут вносить лишь 1% от общих расходов по проекту.
На всю страну распространяется программа социальных контрактов. То есть число семей, живущих ниже уровня бедности, будет снижаться за счет прямой государственной помощи в обмен на некоторые действия самой семьи. Речь идет о переобучении, создании приусадебного хозяйства, выполнении каких-либо работ — в целом об "ответственном социальном поведении".
Впервые Россия начнет инвестировать средства Фонда национального благосостояния, так как его размер превысит 7% ВВП. Правда, "надежными и ликвидными инструментами" скорее всего окажутся зарубежные проекты. Влиятельная Счетная палата скептически относится к возможности сохранения и приумножения денег в России.
* * *
Это вполне реалистичный бюджет с разумным балансом "скупердяйства" и "шапкозакидательства". Вообще, многие законы в России хороши, вопрос лишь в их исполнении и реализации. Хорошо было бы, если бы астрономические 26,6%, выделенные на правоохранительные органы, отчасти были потрачены и на наблюдение за выполнением бюджета.