Российская делегация побывала в университете Дамаска, в котором договорилась об обмене учащимися. 500 сирийцев приедут в Россию обучаться. Сегодня иностранцев в вузах РФ едва ли не больше, чем во времена СССР. Многие действующие и бывшие президенты, участники международных организаций - выпускники российских вузов. Кто и чему у нас учится, рассказывает Александр Христофоров.
Будучи выпускником физического факультета Одесского университета (не уточняйте, какого именно, — в Одессе университет всегда был один, просто в 90-х "развелось" всевозможных академий и колледжей), несколько лет назад я слышал от своих однокурсников, уже преподавателей и аспирантов, леденящую кровь шпионскую историю. В лабораторных подвалах одного из одесских вузов они организовали фактически "подпольные" экзамены для выпускников школ, которые хотели поступить в МФТИ. Потому что проводить их официально при содействии Россотрудничества запретила Служба безопасности Украины.
Если разобраться в истории вопроса и посмотреть на известных выпускников российских вузов, такая излишняя, на первый взгляд, осторожность СБУ становится более объяснимой. В России учились президенты Анголы, Монголии, Румынии, Ирана, Гондураса, Гайаны, Египта, Сомали, ЮАР, в Экваториальной Гвинее был период, когда президент и абсолютно все члены правительства страны были выпускниками российских университетов.
Ежегодно правительство РФ выделяет государственную стипендию в виде бюджетных мест для обучения иностранцев. Вступительные экзамены они могут сдавать на базе представительств Россотрудничества, некоторые категории иностранных граждан и соотечественников могут просто поступать на общих со всеми основаниях. Другой механизм обучения — государственные заказы на подготовку тех или иных специалистов.
Действующий председатель Палестинской национальной администрации, бывшие гендиректор ЮНЕСКО, зампред Еврокомиссии, министры Чада, Анголы, Гайаны, Руанды, Словакии, Монголии окончили российские вузы.
Похождения иностранцев в России
Известно множество баек о студенчестве политических лидеров ряда стран: будущий президент Румынии Ион Илиеску дружил со студентом Михаилом Горбачевым, который якобы отчитал его за "донжуанские" манеры, студент Симферопольского высшего политического училища Табо Мбеки, будущий президент ЮАР, запомнился пьяными погромами в Крыму и выигрышами в карты у местных шулеров...
К началу 90-х Советский Союз обучал более 100 тысяч иностранных студентов, занимая по этому показателю третье место после США и Франции. С начала 50-х годов более полумиллиона студентов из 150 стран мира получили дипломы советских вузов, однако "прием" иностранцев в Россию резко упал после развала СССР - в 1992 году иностранных студентов было втрое меньше, чем ранее. Но политика последующих лет в корне изменила эту ситуацию: к текущему году, согласно данным Федерации мигрантов России, почти 190 тысяч иностранцев будут обучаться в российских вузах — и это, кстати, уже больше, чем во времена СССР.
Именно поэтому в далеких и, казалось бы, совсем чужих странах есть люди, которые как-то говорят по-русски - периодически мы их слышим на разных видео.
Сегодняшний рост численности иностранных студентов — результат последовательной политики. Так, в 2013 году правительство увеличило бюджетную квоту для иностранцев с 10 до 15 тысяч человек, а в ходе Всемирного конгресса российских соотечественников в конце октября Владимир Путин рассказал об утверждении новой редакции Концепции государственной миграционной политики, которая обеспечит большую открытость РФ и доступность образовательных услуг для иностранных студентов и научных работников.
Ярким проявлением "внешнего вектора образования" стал визит российской делегации в старейший вуз Сирии — Дамасский университет. Из арабской республики, где роль России в окончании войны видится решающей, в этом году приедет учиться 500 студентов. Кто-то из этих сирийцев впоследствии станет крупным чиновником, дипломатом или ученым.
Так отечественное образование "захватывает умы" интеллектуальной элиты полутора сотен стран — будущим министрам и президентам стран-партнеров Россия вовсе не видится "краем водки, медведей и балалаек". Собственно, "одесская" история, рассказанная в самом начале, показывает, что российское образование в сегодняшней Украине рассматривается именно как своего рода "экспансия".
В развитии образования как элемента внешней политики сложилась весьма четкая специализация: РУДН "отвечает" за африканское направление, Дальневосточный федеральный университет — за азиатское.
ЮАР дает РУДН заказы на подготовку специалистов по аграрно-технологическому профилю, Намибия и Ангола учит своих граждан медицинским специальностям, университет изначально был ориентирован на подготовку африканских и латиноамериканских специалистов — именно РУДН подготовил президента Гайаны, министров Чада, Анголы и Руанды.
Рейтинги
Сегодня проект "5-100" по повышению позиций российских вузов в международных рейтингах заставляет университеты пристально следить рейтингами: так, РУДН поднялся в группу 601-800 Times Higher Education.
Впрочем, едва ли подобные оценки, да и вообще хоть какие-то рейтинги, могут отражать реальный авторитет РУДН: в списке его выдающихся выпускников мы увидим сотни дипломатов, юристов, научных и других работников из десятков стран мира — и кто-то говорит, что этот вуз занимает место между 600-м и 800-м, серьезно?
Буквально на днях выпускника Российского университета дружбы народов Ниламбера Ачарью назначили Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Демократической Республики Непал в Республике Индия, 4 ноября — это смешно, но правда — в Замбии делегация РУДН встретилась с местными выпускниками, чтобы отпраздновать День народного единства.
Делегации РУДН недавно были в Венесуэле, Ливане, Греции, ответные визиты постоянно наносят иностранные партнеры — все это и есть реальные достижения в противовес призрачным цифрам, в том числе и Times Higher Education.
Не только Африка
"Окном в Азию" стал Дальневосточный федеральный университет: более трех тысяч иностранных студентов, по большей части из Китая, Кореи, Вьетнама и Узбекистана, сейчас обучаются в "центре интеграции РФ в Азиатско-Тихоокеанский регион", как назвала университет проректор ДВФУ. Это единственный вуз, у которого есть филиал в Японии.
Иллюстрацией развития "азиатского вектора" стал российско-китайский протокол об увеличении обмена учащимися, подписанный в конце октября. Эти вопросы курируются на уровне первых лиц правительства, к 2020 году обмен студентами планируют увеличить до 100 тысяч человек.
И посредником для будущих студентов российских вузов становятся местные представительства Россотрудничества, в которых абитуриенты проходят тестирование. Плоды такой работы, конечно, заметны не сразу: специалист должен выучиться у нас, а после "вырасти" у себя на родине, прежде чем сможет принять участие во взаимно ценной для обеих стран деятельности — план этот, конечно, долгосрочный.
Во всей этой истории печалит лишь одно: действия Украины по пресечению деятельности Россотрудничества также смотрят далеко в будущее — еще весной после очередной атаки националистов и нападения на главу Российского центра науки и культуры агентство заявило о "пересмотре формата работы на Украине". Наряду с успехами на ближневосточном, азиатском и африканском направлении это провал в работе прямо "под боком" у России.