Статьи

Бунт Старого Света: почему Европа восстала против антироссийской политики США

Бунт Старого Света: почему Европа восстала против антироссийской политики США

Сенат США одобрил новый пакет антироссийских санкций. Законопроект лишает президента права отменить их без разрешения Конгресса. Но главное новшество именно в расширении санкций. Американским компаниям и частным лицам будет запрещено кредитовать российские банки дольше, чем на 14 дней. Интересно, что неожиданно резкую реакцию принятие новых санкций вызвало в Европе, которая всегда была главным союзником США в санкционной войне против России. Дмитрий Родионов - о том, почему новыми ограничениями недовольны в Старом Свете.

Первыми против расширения санкций выступили с совместным заявлением министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн. В тот же день критике новый пакет подвергла канцлер Германии Ангела Меркель. Далее против американского законопроекта выступил МИД Франции, в заявлении которого говорится о том, что Вашингтону следует координировать свою политику в области антироссийских санкций с членами ЕС и странами, входящими в G7.

Интересна позиция Меркель, которую передал официальный представитель немецкого правительства Штеффен Зайберт. Канцлер считает, что экономические интересы и санкции Вашингтона "нельзя смешивать".

"Стоп!", скажете вы. Несостыковочка! А раньше можно было? Или раньше санкции Вашингтона не вредили экономическим интересам Европы? Что за политика "двойных стандартов"?

Мы же знаем, что вредили. Во время последней "Прямой линии" президент России Владимир Путин сказал, что от санкционной войны Европа пострадала больше, чем Россия, даже цифры привел конкретные.

Так в чем же дело? Секрет прост. Оказывается, под новые санкции попадают европейские компании, инвестирующие и участвующие в строительстве газопровода "Северный поток-2". Речь идет о немецкой BASF, австрийской OMV, французской Engie.

Тут необходимо маленькое пояснение. От предыдущих санкций, вернее, от контрсанкций со стороны России (привет любителям хамона и пармезана!) страдали, в основном, производители сельхозпродукции. Это, конечно, неприятно для властей ЕС. Неприятно, но не смертельно. Максимум, во что это выливалось, – поддержка на выборах крайне правых и крайне левых партий и евроскептиков, обещавших антироссийские санкции отменить, а то и вовсе выйти из Евросоюза, раз он готов жертвовать интересами своих предпринимателей в угоду США.

Понятно, что на победу эти партии и кандидаты рассчитывать не могли, хотя, надо полагать, та же Марин Ле Пен изрядно потрепала нервы евробюрократии. Конечно, выборы во Франции прошли, Ле Пен проиграла, на парламентских выборах Макрон еще больше упрочил свое положение. В ФРГ Левой партии и тем более "Альтернативе для Германии" вряд ли что-то светит. В Австрии еврооптимисты в последний момент вырвали победу, даже в ничего не решающей Болгарии победа пророссийского кандидата на президентских выборах оказалась нивелирована выборами парламентскими. Казалось бы, можно успокоиться.

Одно "но". Повторюсь, прежние санкции били в основном по фермерам, а сельское хозяйство в Европе – отрасль во многом дотационная, к тому же потеря российского рынка болезненна, но не смертельна. На продукцию фермеров из Западной Европы найдутся иные покупатели, а интересы восточноевропейских фермеров Брюссель мало заботят.

Но теперь речь идет о компаниях, которые ни много ни мало являются донорами бюджетов европейских стран, к тому же это компании с весомой долей государства в них. То есть удар по ним – прямой удар по государствам Европы.

Второй момент – безальтернативность того же "Северного потока-2". Ах, сколько было разговоров в Европе о необходимости газовой диверсификации, об отказе от зависимости от России, о недопустимости того, чтобы продавец газа и его транзитер являлись одним лицом!

А сколько было разговоров о поддержке украинской демократии, о противодействии "российской агрессии", о том, что отказ от украинского транзита будет означать поддержку Москвы в ее противостоянии с Киевом?

Но…. В общем, ничего личного, просто бизнес.

Европейских политиков может сколько угодно не устраивать монополия "Газпрома" и то, что поддержка ее – это удар по Украине, ставшей плацдармом новой Холодной войны против России, за которую Европа все эти годы так дружно и безоговорочно "впрягалась", вводя все новые и новые санкции против Москвы.

Но тут, повторюсь, интересы бюджетообразующих предприятий. Мало того, речь идет о пресловутой энергетической безопасности. Разговоры о необходимости диверсификации – это для "лохов", то есть – для электората. ЕС давно скорректировал свои правила так, чтобы позволить "Газпрому" законно проложить свои трубы в Европу. Напрямую – минуя неадекватную Украину.

А мерзнуть ради мифической солидарности в борьбе с "российской агрессией" не хочет никто. Все прекрасно понимали, что с украинским транзитом придется рано или поздно завязывать. Мало того, что они газ воруют, так, к тому же, их ГТС пришла почти в полную негодность. Европейцы открыто признают, что на протяжении десятилетий европейские потребители платили миллиарды за транзит газа через Украину, но эти деньги Киев тратил на что угодно, только не на обслуживание трубопроводов.

Интересы Украины интересны европейцам только на словах, и им плевать на то, что Киев лишится денег за транзит российского газа.

"Это не наша задача как компании — консолидировать бюджет Украины", — заявил глава немецкой нефтегазовой компании Wintershall.

Кроме того, в Европе понимают, что альтернатива российскому газу – это либо зависимость от США в сланце, либо – от Саудовской Аравии и Катара. Европа все же не стремится окончательно оказаться привязанной к США, к тому же сланец слишком дорог. Что касается монархий залива, которые постоянно делят между собой рынок "террористических услуг", втягивая в это Европу, и своей деятельностью наводняют ее беженцами – то тут все тоже очевидно. Мало миграционной зависимости от не очень адекватного турецкого султана, еще не хватало зависимости от аравийского газа.

На этом фоне Россия, как бы европейцы к ней ни относились, как бы не отвергали ее претензии на восстановление влияния в регионе, выглядит партнером, как минимум, адекватным и надежным. Проверенным временем. Можно ругаться, можно обвинять в невыполнении минских соглашений. Но газ – извините, святое!

Это уже не то, что за живое задели. Это на горло наступили. Кислород перекрыли.

Вот поэтому Европа так неожиданно и "взбрыкнула", когда под угрозу попал "Северный поток-2", который Европе необходим как воздух. "Южный поток" они уже потеряли. Потерю нового "Северного потока" им не компенсирует никто. Там и по старым санкциям давно нет единства, и эксперты гадают, когда, наконец, у котла паром сорвет крышку, а тут такое.

Теперь вопрос, для чего Вашингтону нужен этот законопроект, который может поссорить их с европейскими партнерами?

Во-первых, Вашингтону с высокой колокольни (о, нежданчик!) плевать на интересы "партнеров". К тому же, может, Европа согласится на сланец или удовлетворит интересам других партнеров США – с Ближнего Востока.

Во-вторых, это будет действительно болезненный удар по Москве. В отличие от предыдущих. Сами американцы признают, что прежние санкции не имели результата. "Русские в основном научились жить в рамках экономических границ действующего санкционного режима", — говорит один из главных инициаторов новых санкций, глава Банковского комитета сената Майк Крейпо.

В-третьих, это удар по Трампу, вернее, той части Белого дома, которая выступает за нормализацию отношений с Россией. Так сказать, отрезать последние пути к отступлению. Теперь любые попытки Трампа воспротивиться новому пакету будут интерпретированы в рамках его "предательства национальных интересов США" и "сговора с русскими".

Впрочем, Трамп уже, судя по всему, готовится держать удар. Газета Politico со ссылкой на источник в аппарате президента США пишет, что там серьезно обеспокоены тем, что принятие законопроекта в нынешнем виде свяжет Трампу руки в российско-американских отношениях, поэтому Белый дом планирует подтолкнуть республиканцев в Палате представителей к внесению в законопроект о новых антироссийских санкциях поправок, выгодных администрации президента.

Не менее, чем то, чем все закончится в США, интересно, как в конечном итоге поведет себя Европа. И это еще большой вопрос. Возможно, что это станет той красной чертой, за которую европейцы не решатся перейти. Для той же Меркель это серьезнейшая "подстава" на излете избирательной кампании…