Мнение

Что будет с авторынком в 2020 году

Что будет с авторынком в 2020 году

Под конец 2019 года СМИ запестрели заголовками типа "Российский авторынок продолжит падение", "С 1 января цены на автомобили вырастут", "Утилизационный сбор убьет продажи авто в России". Михаил Мельников разбирается, так ли это на самом деле и что ждет российский авторынок в новом году. 

В 2018 году продажи легковушек в России выросли на 12,8%, до 1 800 591 единиц (данные Ассоциации европейского бизнеса). В 2019-м стало хуже — 1,423 млн за 10 месяцев, снижение на 2,4%. В неплохом плюсе "Лада" и BMW, в разы выросли продажи китайцев Haval и Geely, а вот средний класс ощутимо просел. Одной из возможных причин называют дикую турбулентность на рынке бензина: в начале 2019-го прогнозы доходили до 60-65 рублей за литр Аи-95 к декабрю.

"Скоро подорожает" — главная мантра всех продажников. Разберемся, что может повлиять на стоимость авто в новом году. 

Платиновая утилизация

Государственная помощь автопроизводителям, которая сейчас заключается главным образом как раз в компенсации утилизационного сбора, с 2020 года будет строго дифференцирована в зависимости от степени локализации производства. Прежний вариант "сварили и покрасили" становится все менее выгодным.

Именно для того, чтобы держать производителей на коротком поводке, утилизационный сбор в 2020 году подняли исключительно сильно, например, для машин с объемом двигателя более 3,5 л – на 145%, в 2,5 раза! Для "обычных" автомобилей — на 112,4%, для микролитражек (менее 1 л) — на 46,1%. Одновременно, правда, в рамках исполнения обязательств перед ВТО мы снизили ввозную пошлину с 17% до 15%, "настоящие" иномарки стали чуть доступнее.

Базовая ставка сбора для легковых автомобилей — 20 тыс. руб., для грузовых — 150 тыс. руб. Ставка эта умножается на коэффициент, который, собственно, и вырос. Для мощного легкового авто возрастом более трех лет он составляет, например, 35,01, то есть при ввозе такого автомобиля из-за рубежа к сниженной на 2 процентных пункта пошлине придется добавить 700 200 рублей сбора. Овчинка определенно не стоит выделки. Но и при производстве подобной машины здесь, нашими силами на нашей территории, коэффициент вырос до 22,25, то есть сумма сбора — до 445 тысяч рублей, чувствительно.

Соответственно, все зависит от схемы компенсации. 50% объема выделенной помощи продолжат выплачивать по прежней схеме (причем не всем находящимся в России производителям, а только заключившим специнвестконтракты), а еще 50% — пропорционально уровню локализации. В 2021 году схема изменится на 25-75%, а в 2022-м компенсация полностью будет зависеть от локализации, рассчитываемой по специальной балльной системе.

Создается впечатление, что автомобилестроение — одна из немногих отраслей, где ставка на импортозамещение продолжает работать не на словах, а на деле, причем в достаточно жесткой форме. Чем больше произведешь в России, чем сильнее загрузишь работой двигателестроительные и металлургические производства, тем бо́льшую помощь окажет тебе заботливое государство.

Слабые стимулы

Импортеры не имеют шансов на компенсацию утилизационного сбора, но постепенное снижение импортных пошлин идет им на пользу. В целом ввоз автомобилей из-за ослабления рубля и высоких ввозных пошлин сократился с 2014 года более чем вдвое — было 671 300 в год, стало 293 100 по итогам 2018-го и как максимум чуть более 300 000 сейчас. Но это уже положительная динамика. Очевидно, что в России ежегодно есть около полумиллиона домохозяйств, которые настроены покупать "настоящие" автомобили, а не компромисс российской сборки.

Хочется надеяться, что через некоторое время правительство вообще перейдет к национально ориентированной системе поддержки автопроизводителей. То есть к нулевой. Нам есть на что тратить деньги из бюджета и без этого.

А пока у нас по-прежнему действуют программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", подразумевающие льготное кредитование. Однако потолок стоимости авто по ним снизился до 1 млн рублей. Размер скидки — 10%, для Дальнего Востока — 25%. Фактически это помощь не столько производителям и покупателям, сколько банковской системе: сниженный процент привлекает клиентов, а банк ничего не теряет, потому что разницу компенсирует бюджет.

Да и в целом на эти программы выделено 20,5 млрд руб. на три года, тогда как дополнительные доходы бюджета только от повышения утилизационного сбора составят 150,2 млрд руб. только за один 2020 год. На самом деле, кстати, не составят: очевидно, что производство снизится сильнее, чем полагают в Минэкономразвития.

Однообразие на дорогах

Падение спроса сильно отразилось на предложении — оно стало гораздо более скудным как среди собранных в России моделей, так и в "белом импорте". За 5 последних лет из России ушли или практически ушли, сократив линейку на 75-90%, Ford, Chevrolet, Acura, SEAT, Honda, даже неприхотливый SsangYong и ряд брендов поменьше. Opel только что вернулся после четырехлетнего отсутствия аж с двумя моделями. Надолго ли?

Зато за это время существенно окрепли позиции альянса Renault – Nissan и в первую очередь их главного российского бренда Lada (кириллическими буквами тут писать уже нечего, зато качество этих автомобилей действительно растет на глазах).

Стенания отдельных журналистов о том, что в России практически перестали продавать кабриолеты, вызывают сомнения в адекватности авторов. Они вообще в какой стране живут? Про климат слышали? Дороги видели? Пижонам, готовым два месяца в году глотать пыль в открытом авто, 20-процентная ввозная пошлина не помеха, а если пижон бедный, то пусть страдает или срезает крышу с "Гранты".

Разнообразие предложений в автостроении, как и, например, в смартфонах, 99% пользователей просто не нужно. Три-пять ценовых сегментов, в каждом три-пять цветовых решений — вполне достаточно. А вот контроль качества и гарантийное обслуживание должны действительно быть на высоте, кто не справляется — до свидания с российского рынка.

Спад продаж без роста цен

Изменение (рост) цен и изменение (спад) объемов продаж — вещи, прямо между собой не связанные. В быстро растущей экономике, которая была в России с 1999 по 2008 год, цены на авто росли каждый год, но дилеры не успевали завозить новый товар. Сейчас обратная ситуация. Да, премиальные марки неплохо себя чувствуют, но ориентирующимся на небогатых людей производителям поднимать цены просто некуда: службы ЖКХ и регулирующий налоги Минфин всегда успевают первыми.

Мантры о скором подорожании — фантазия продажников, у которых горит план. Средний рост цен на новые автомобили бюджетного сегмента в 2020 году не превысит инфляцию. Официально о росте цен заявили лишь BMW и Volvo, но и то в пределах 2%, главным образом из-за утилизационного сбора. Объемы продаж существенно снизятся — я думаю, можно ожидать примерно пятипроцентного спада, хотя в пустых предновогодних автосалонах менеджеры говорят и о 10%. Мы стали бережливее, реже меняем машины, тем более на новые. Это нормальное разумное поведение закредитованной нации в условиях отсутствия роста доходов.

Да, спад продаж означает снижение заказов для определенного круга заводов, и это плохо, но сэкономленные людьми деньги пойдут на продукцию каких-то других предприятий.

Зачем нужна машина

Согласно азам гарвардской экономики, любые меры, направленные на стимулирование спроса, надо приветствовать, но так ли это в реальной жизни?

Общество потребления не может быть эффективным без постоянного роста доходов, это своего рода пирамида, где каждая новая потребленная ценность требует продолжения банкета. Обладание машиной — устойчивый фетиш, сложившийся еще в СССР с его тотальным дефицитом, но не имеющий экономического смысла в современных условиях. Купив "приличную" машину за полтора миллиона в кредит, человек очень быстро чувствует, что расходы на этом только начинаются: неизбежное в случае кредита КАСКО, ОСАГО, налог, расходы на парковку, бензин, уход, зачастую штрафы — и уровень жизни человека в результате не растет, а падает. Такси в городе намного дешевле.

Система городского движения и парковок в Москве и в других городах постепенно выстраивается так, чтобы людям с медианным по региону доходом было совсем невыгодно ездить на собственной машине. И это только начало процесса. Когда волна платных парковок и микрорайонов без стоянок накроет Московскую область и Санкт-Петербург с окрестностями, снижение продаж станет еще более ощутимым, тем более что и население в России не растет.