В России растет число преступлений с использованием платежных карт. В 2019 году их стало примерно в 4 раза больше по сравнению с 2018-м. Мошенники постоянно придумывают новые способы кражи денег со счетов, пользуясь базами персональных данных и доверием людей. В этой статье речь пойдет о том, как защитить средства от злоумышленников, какую информацию ни в коем случае нельзя давать посторонним и как распознать мошенников.
Какими методами пользуются мошенники
Самый часто используемый метод кражи — скимминг. Мошенники прикрепляют самодельный считыватель магнитной ленты (скиммер) к картоприемнику банкомата. Его очень хорошо маскируют, так что порой заметить скиммер не может даже сотрудник банка. Принцип простой: когда клиент пользуется банкоматом с таким приспособлением, прибор успевает считать данные пластиковой карты. Потом мошенники делают ее дубликат и обналичивают деньги.
Поэтому, снимая деньги в банкомате, нужно внимательно смотреть, нет ли там каких-то необычных деталей, накладок, скрытых камер. Старайтесь пользоваться теми банкоматами, которые находятся внутри отделений банка, — они надежнее и безопаснее уличных.
Еще один популярный метод, который используют жулики для того, чтобы похитить деньги с карты, — фишинг (переводится с английского как "рыбалка"). Это способ воровства данных клиента через интернет путем создания фальшивых сайтов банков, магазинов, платежных форм и т.д. Жертва, думая, что совершает действия с картой на настоящем сайте, заполняет форму оплаты мошенников и передает им свои конфиденциальные платежные данные.
Схема эта очень распространена. Несмотря на то, что банки часто рассылают клиентам предупреждения о мошенничестве, многие люди все еще попадаются на эту "удочку".
В последнее время распространение получили попытки мошенников выдать себя за банковского служащего или работника полиции. В первом случае человеку звонит якобы "сотрудник" финучреждения и говорит, что с его счета пытались незаконно снять деньги и теперь он заблокирован. Чтобы его разблокировать, нужно сообщить по телефону данные карты, которая привязана к счету. Таким нехитрым способом мошенники похищали миллионы за один звонок.
Когда мошенник выдает себя за сотрудника полиции, жертве обычно приходит СМС или раздается звонок, кто-то сообщает, что ее сын (брат, внук, друг и любой другой родственник) кого-то сбил, попал в аварию или в иную беду. Деньги нужны, чтобы следователь замял дело, а перевести их нужно на карту или на мобильный счет.
В первом случае стоит помнить, что сотрудники банка никогда не спрашивают номер карты, ПИН-код, а также не просят назвать им коды из СМС, которые присылает банк. А во втором следует просто позвонить родным и проверить, все ли у них в порядке. Если по каким-то причинам дозвониться сразу не получится, не стоит спешить платить потенциальным мошенникам. Сначала следует разобраться в ситуации.
Правила безопасности при использовании пластиковых карт
- Никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте данные банковской карты. Помните, что сотрудники банка никогда не станут запрашивать подобную информацию — ее требуют только и исключительно мошенники. Работник учреждения в некоторых редких случаях может уточнить вашу фамилию или последние четыре цифры номера карты (это не конфиденциальные сведения в отличие от CVV-кода или срока действия), однако и такое на практике уже встречается редко.
- Не давайте незнакомцам свои пароли, которые используются для входа в личный кабинет онлайн-банка. Не входите в интернет-банк с чужих компьютеров, не пользуйтесь для этого публичными незащищенными сетями. В крайнем случае пользуйтесь приватными окнами, а также всегда по завершении сессии нажимайте "Выход" и очищайте кэш браузера. На личном компьютере у вас должна быть установлена свежая версия антивируса.
- Выучите свой PIN-код наизусть. Если вы опасаетесь его забыть, можете записать, но не храните записку в кошельке, храните ее подальше от своей карты. Никогда не записывайте PIN-код на оборотной стороне карточки!
- Для снятия наличных выбирайте банкоматы, расположенные внутри банков или в торговых центрах, оборудованных системами видеонаблюдения.
- Если вы потеряли карту или ее украли, немедленно обратитесь в банк и заблокируйте ее. Не ждите, когда злоумышленники получат доступ к вашему счету. Чем быстрее карта будет заблокирована, тем больше шансов сохранить деньги на ней.
- Не давайте в ресторанах, барах, кафе куда-то уносить банковскую карту для оплаты счета. Официанты должны приносить терминал сами. В крайнем случае клиента могут попросить подойти к терминалу расплатиться. Но никто из посторонних не должен видеть (а тем более списать) данные карты.
Что делать, если с карты пропали сбережения
Сразу нужно обратиться в банк, который выдал карту. Проще всего позвонить по телефону, чтобы не терять время. Заблокировать ее можно с помощью оператора. Нужно выяснить оставшуюся сумму на счету и подробности о последних проведенных транзакциях. Потом в течение суток нужно составить заявление о хищении средств, принести в банк и в полицию. В этой ситуации на клиента работает закон "О национальной платежной системе", который говорит о том, что банки должны возвращать пропавшие с карты средства. Но стоит помнить: если специалисты докажут, что вы сами не соблюдали правила безопасности и самостоятельно сообщили мошенникам все необходимые данные, возмещения ущерба не будет.
Во многих учреждениях (например, в Альфа-Банке, Сбербанке) есть услуга страхования средств на случай хищения. Такая услуга может стоить до нескольких тысяч рублей в год, но безопасность и спокойствие дороже любых денег. Условия страхования у всех банков в целом схожи, все полисы действуют не только в России, но и за рубежом. В основном такая страховка защищает от:
- фишинга, скимминга и подобных мошеннических действий по получению информации о карте;
- использования карты посторонними людьми в результате разбойного нападения;
- получения наличных в банке с использованием фальшивой подписи;
- утраты банковской карты вследствие случайных механических повреждений или размагничивания, грабежа, разбоя, кражи или неисправности банкомата.
Если клиент обращается за компенсацией в свой банк, сначала проводится внутреннее расследование и практически всегда потерпевшему возмещаются утраченные средства. Конечно, если он не пренебрегал мерами безопасности.