Фондовый индекс S&P Merval, отражающий динамику аргентинского рынка на бирже Буэнос-Айреса, значительно снизился на фоне криптоскандала, в котором оказался замешан президент Аргентины Хавьер Милей.
На торгах в понедельник, 17 февраля, индекс падал более чем на 5,8%, достигнув минимума в 2 248 906,2 пункта. Позже снижение замедлилось, и к 17:45 мск индекс частично восстановился до отметки 2 305 916,1 пункта, что соответствовало падению на 3,4%.
Причиной обвала стал скандал вокруг мемкоина Libra, в рекламной кампании которого поучаствовал президент страны. Милей подвергся критике после резкого обвала стоимости криптовалюты, которая сначала достигла капитализации $4,5 млрд, но затем упала более чем на 95%. Обрушение мемкоина произошло из-за массовых продаж инсайдерами, которые начались всего через три часа после старта торгов. На президента обрушились обвинения в мошенничестве, что спровоцировало политический и финансовый кризис.
Оппозиция Аргентины потребовала импичмента Хавьера Милея, обвиняя его в действиях, позорящих страну на международной арене. Депутат Леандро Санторо из оппозиционной коалиции выступил с резкой критикой президента, заявив о необходимости отставки главы государства. Тем временем адвокаты уже подали иск в суд, а сам Милей поручил антикоррупционным органам провести тщательное расследование ситуации.
Скандал разгорелся после того, как 14 февраля президент разместил в соцсети X (заблокирована в России) рекламный пост с поддержкой мемкоина Libra. В публикации Милей назвал криптовалюту перспективным частным проектом, который мог бы стимулировать экономическое развитие страны. Однако спустя несколько часов президент удалил сообщение, заявив, что не был осведомлен о всех деталях проекта. В новом посте он объяснил свое решение отказаться от публичной поддержки криптовалюты.
Хавьер Милей одержал победу на президентских выборах в Аргентине в ноябре 2023 года. Во время избирательной кампании он позиционировал себя как "анархо-капиталист", выступал с радикальными инициативами, такими как ликвидация Центрального банка Аргентины и замена национальной валюты, песо, на американский доллар. После избрания ему пришлось отказаться от многих подобных идей.