Мнение

Залоговые аукционы Потанина-Ходорковского: невыученные уроки истории

Залоговые аукционы Потанина-Ходорковского: невыученные уроки истории

В 2020 году исполняется 25 лет с даты проведения так называемых "залоговых аукционов" в результате которых в 90-х олигархи незаконно получили лакомые куски государственной собственности. Беглый олигарх и выгодоприобретатель залоговых аукционов Михаил Ходорковский* высказался в поддержку крупнейшей аферы в истории России. Юрист Илья Ремесло вспоминает историю залоговых аукционов, их основных выгодоприобретателей, и разбирает оправдания Ходорковского*.

Заявления беглого олигарха, который претендует на политическую роль в современной России, в поддержку залоговых аукционов, в 2020 году воспринимаются как нечто "по ту сторону добра и зла". В обществе давно сформировался консенсус по оценке залоговых аукционов, и сам Ходорковский* это признает: «прямо слияние мыслей отмороженных охранителей в текстах допросов по "делу Юкоса" и "либеральных экономистов" на "Эхе Москвы". Во всем виноваты "залоговые аукционы".

Несмотря на это, Ходорковский* придерживается иной точки зрения, которая весьма непопулярна в современной России, и тем самым осознанно наносит репутационный ущерб и себе, и своему политическому движению. Зачем?

Может быть, у Ходорковского* есть некие весомые аргументы? Вспомним, что представляли собой "залоговые аукционы" и разберем позицию беглого олигарха.

Как возникла идея залоговых аукционов

В 90-х годах российский бюджет нуждался в притоке иностранной валюты. Вместо того, чтобы наладить эффективную работу крупнейших государственных предприятий и извлекать валютную выручку, правительство решило начать заимствования на частном рынке.

Государство проводило аукционы, победитель которых заключал кредитный договор с государством, а в залог получал акции крупнейших предприятий России. Естественно, что такие средства имелись только у крупнейших банковских групп, за которыми стояли олигархи из "семибанкирщины".

Изначально все участники процесса понимали, что государство не вернет в срок кредитные средства, то есть акции предприятий перейдут в собственность кредитора за бесценок. Кстати, обращение акций в собственность кредитора противоречило нормам Гражданского кодекса РФ. Залогодержатель имел право получить погашение долга в пределах его суммы из стоимости заложенного имущества, путем его реализации на публичных торгах – но никак не обращать его в свою собственность целиком. Чтобы избегнуть действия этих норм, схема залоговых аукционов была дополнена договором комиссии – победитель аукциона еще и наделялся правом продать акции государственных предприятий.

Вдобавок ко всему прочему, государство само финансировало залоговые аукционы, переводя в банки средства, которые впоследствии передавались "в долг" самому государству.

С юридической точки зрения, залоговые аукционы безусловно представляли собой притворную сделку, противоречащую основам правопорядка, то есть были чистой аферой.

Это прекрасно осознает Ходорковский*, поэтому высказываясь в поддержку залоговых аукционов, он деликатно обходит стороной юридическую часть вопроса.

Кто авторы и выгодоприобретатели идеи залоговых аукционов?

Автором идеи залоговых аукционов был олигарх Владимир Потанин, который 30 марта 1995 года на заседании правительства сделал предложение предоставить кредиты в обмен на пакеты акций наиболее привлекательных предприятий. В первую очередь, предлагалось заложить нефтегазовые и крупные промышленные предприятия - ЮКОС, "Сургутнефтегаз", СИДАНКО, "Сибнефть", "Лукойл", "Норникель", иные предприятия - и все это за сумму в $650 миллионов.

Также не следует забывать, что в августе 1996 года Потанин занял должность первого зампреда правительства РФ, и курировал все финансы и экономику. То есть, Потанин "выгодно совмещал" частные интересы с государственными.

Потанин являлся одним из главных выгодоприобретателей "залоговых аукционов". Так, структуры Потанина получили в залог государственные пакеты акций нефтяной компании "СИДАНКО" (51 процент за $130 млн); РАО "Норильский никель" (38 процентов всех акций и 51 процент голосующих за $170,1 млн), ОАО "Новороссийское морское пароходство" (20 процентов), Новолипецкий металлургический комбинат (14,8 процента за $31 млн), а также ОАО "Северо-Западное пароходство" (25,5 процента за $6 млн).

Ходорковский* в результате залоговых аукционов выгодно завладел 45% нефтяного холдинга "ЮКОС". Крупнейшую нефтяную компанию России оценили всего в $159 млн.

Потанин и Ходорковский* всегда шли "рука об руку" в процессе разграбления России, и даже в 2015 году Потанин признавался, что "чисто по-человечески сочувствует Михаилу Ходорковскому*".

"Больше живых денег выручить было нельзя, посмотрите на графики добычи нефти"

Сейчас Ходорковский* утверждает, что государство получило максимально возможную цену за продажу своего имущества, и что иностранцы были не готовы покупать дороже - но так ли это?

Следует вспомнить, что консорциум из трех других банков предлагал за "ЮКОС" $350 млн. – в два с лишним раза больше, чем заплатил Ходорковский*. А всего через восемь месяцев после покупки капитализация компании выросла в 18 раз.

Годовая прибыль "Норильского никеля" даже в депрессивные 90-е составляла 1,5 миллиарда долларов - но предприятие досталось Потанину всего за $170 млн.

Никаким "талантливым менеджментом" это не объяснить, а только тем, что цена государственных предприятий изначально была занижена в десятки и сотни раз.

Что же касается "неготовности" иностранцев инвестировать в российскую экономику – Потанин уже в 1997 году продал 10 процентов "СИДАНКО" британской BP за $571 млн. Это в 20 раз дороже, чем акции обошлись ему самому.

Таким образом, иностранцы охотно приобретали акции российских предприятий, вопреки лжи Ходорковского*.

Но в начале ноября 1995 года "Менатеп" Ходорковского* прямо велел остальным потенциальным желающим воздержаться от участия в аукционах. "Двух мнений быть не может, — заявил тогда первый зампредседателя "Менатепа" Константин Кагаловский, — "Юкос" будет нашим".

Желающих попробовать не нашлось – уже тогда все знали манеру "Менатепа" решать деловые вопросы с помощью заказных убийств. 

Печальные итоги аферы залоговых аукционов

Ходорковский*, Потанин и прочие участники залоговой аферы "ничего не забыли, и ничему не научились". Ментально они так и остались в 90-х, когда с позиции "хозяина жизни" можно было нарушать законы и воровать, не думая о долгосрочных последствиях.

"Вопрос по сути: а что сделали вы, чтобы претендовать на что-то? Родились в России? Так этого мало – рабы тоже не все в Африке родились, а пока молчали – так и были рабами" - высокомерно поучает нас Михаил Ходорковский*.

Как такой персонаж может претендовать на какую-либо политическую роль в стране, и какой нормальный человек сядет с ним за один стол?

Таким как Ходорковский*, плевать на факты и цифры, на то, что все общество - и "либералы", и "государственники" - едины в осуждении залоговой аферы.

Возможно, кто-то спросит – "а почему мы сейчас это обсуждаем, какое значение имеет залоговая афера в 2020 году?". Проблема-то состоит в том, что залоговая афера влияет на наше настоящее самым непосредственным образом.

Помимо нанесения колоссального финансового ущерба государству и народу, залоговые аукционы необратимо подорвали доверие общества к бизнесу и рыночной экономике, и поставили под вопрос основание права собственности на крупнейшие предприятия. Люди, которые впоследствии - уже законно, по рыночной цене приобрели права собственности на эти активы – вынуждены вечно находиться под "проклятием 90-х".

Залоговая афера породила в России крайне негативное отношение к любому бизнесу, не только крупному. "Богатый? Значит, точно украл".

И "благодарить" за это добросовестные собственники бизнеса должны Ходорковского*, Потанина и прочих бенефициаров залоговых аукционов. Именно они – главные информационные спонсоры коммунистов и прочих желающих "отнять и поделить". И это уже никак не изменить, такая рана на теле общества не лечится и спустя десятилетия.

На этом фоне призывы Ходорковского* к "демократизации общества", поучения о том, как жить "рабам" выглядят дико – ведь именно подобные ему жулики сделали невозможной формирование честной рыночной экономики в России – и как следствие, отбросили государство в его развитии на десятилетия назад.

  • * внесен Минюстом РФ в список иноагентов