Статьи

Урок Конституции: как Навальный президента "предостерегал"

Урок Конституции: как Навальный президента "предостерегал"

Алексей Навальный** и его юристы собираются подать заявление в Генеральную прокуратуру с требованием вынести президенту России "предостережение". Связано оно с тем, что он якобы собирается перенести обращение к Федеральному Собранию на 2018 год. Юрист Илья Ремесло изучил, насколько обоснованы претензии Навального*** и его команды, и провел "правовой ликбез".

Навальный***** и его юристы любят заявлять различные сомнительные иски и обращения в госорганы – например, иск к Медведеву с требованием разблокировать Албурова* в Twitter или недавний иск к Путину с претензией к действиям местных властей по митингам. Никаких юридических последствий такие иски иметь не могут, и с точки зрения юриспруденции участие в таком деле - позор для любого юриста. Но зато можно лишний раз ввести в заблуждение сторонников и получить столь желанные публикации о "борьбе с режимом".

Для подобных случаев у Навального*** в команде есть "супер-юрист", по некоторым сведениям, входящий в число "любимчиков" Алексея. Это Иван Жданов**. До его прихода в команду Навального о нем ничего не было известно, кроме того, что, согласно выложенным документам, его обучение незаконно оплачивалось из бюджета силами родственника-чиновника.

Жданов впервые широко "прославился" на процессе по иску Усманова к Навальному***, заявляя различные веселые ходатайства о приобщении к материалам дела выступлений умершего Березовского и совершая прочие забавные юридические ходы.

Иван Жданов** (в середине)

Предостерегатели

И теперь именно Жданов стал автором идеи обратиться в Генпрокуратуру, чтобы добиться вынесения "предостережения" Путину за перенос сроков послания к Федеральному Собранию с 2017 года на 2018.

Что же здесь не так?

Жданов пишет в своем посте:

Открываем Конституцию Российской Федерации и смотрим, статья 84:
Президент Российской Федерации:
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Из этого делается вывод: "Каждый год обращаться с посланием к Федеральному собранию — конституционная обязанность президента".

Вопрос: почему же Жданов не приведет полный текст статьи, чтобы можно было оценить ее целиком? А вот почему. Статья 84:

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Как видите, эта статья не содержит прямого указания, что у президента есть обязанность обращаться с посланием к Федеральному Собранию.

Иного мнения придерживается Жданов. Он полагает, в данной статье указана именно обязанность президента. На минуту согласимся со Ждановым, но тогда получается, что и остальные пункты необходимо трактовать не как права, а как обязанности, так как они сформулированы в одной статье и никак не разделены.

Странно, почему Жданов не требует от президента в соответствии с пунктом "д" или "г" этой же статьи подписать или внести в Госдуму нужный Жданову закон. Почему нет, если речь идет об обязанностях? С его точки зрения, президент обязан вносить законопроекты, обязан подписывать все законы.

Возможно, Жданов не в курсе, но статья 107 Конституции предусматривает право президента ветировать законы, то есть отказаться от их подписания.

Именно поэтому Жданов и не приводит полный текст статьи, прекрасно понимая, что юридический абсурд его позиции будет очевиден.

Комментарии экспертов и история вопроса

Более того, если бы Жданов удосужился почитать любой комментарий авторитетного ученого-юриста к этой статье Конституции, то он обнаружил бы следующее:

"Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием".

"Конституция предусматривает полномочие Президента по обращению с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства".

То есть речь в статье 84 Конституции идет о полномочиях, а не об обязанностях. Наконец, если бы Жданов изучил вопрос чуть более глубоко, то узнал бы, что норма о посланиях Федеральному Собранию появилась в Конституции из Закона РСФСР "О президенте" (в данный момент он уже не действует).

И вот в этом законе действительно было указано, что президент: 

представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов РСФСР о выполнении принятых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, обращается с посланиями к народу РСФСР, Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР большинством голосов от общего числа народных депутатов РСФСР вправе потребовать от Президента РСФСР внеочередного доклада.

Как видите, есть разница между тем, что написано сейчас в Конституции, и тем, что было написано в законе РСФСР. Ранее обращение к законодательному органу действительно было обязанностью президента, сейчас – стало правом.

Увы, в очередной раз Навальный***** и его команда показали себя довольно посредственными манипуляторами, рассчитывающими на легковерную аудиторию и "карманных" журналистов.

Как тут не вспомнить высказывание Алексея Навального*** из книги "Алексей Навальный**. Гроза жуликов и воров":

Грамотные юристы, которые знают Арбитражный кодекс и все отрасли права, но при этом им все равно, за кого судиться, хоть за меня, хоть за Путина, мне не нужны, они не смогут нормально работать. И я с ними работать не смогу. Мне неинтересно работать с людьми, которые не разделяют мои взгляды и отношение к этой власти. 
  • * внесены Минюстом РФ в список иноагентов
  • ** лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
  • *** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга