Развитие избирательного законодательства и практики электронного голосования должны прийти к моменту, когда ДЭГ начнет регулироваться отдельным федеральным законом, считают эксперты.
Этой теме был посвящен круглый стол в Общественной палате РФ. Среди прозвучавших инициатив – расширение прав наблюдателей за ДЭГ, установление гибких возможностей по переходу зарегистрированных на ДЭГ избирателей на традиционные участки для голосования и наоборот, а также регламентирование полномочий ТИК ДЭГ.
Как напомнил сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Олег Артамонов, в конце апреля ЦИК РФ принял за основу постановление о проекте изменений в Порядок ДЭГ, и до 25 мая принимает замечания и предложения, которые после рассмотрения могут быть внесены в этот порядок. Как договорились участники дискуссии, все прозвучавшие предложения экспертов будут сведены в общий документ, который будет передан в ЦИК для рассмотрения.
Контроль за ДЭГ не ограничивается только избирательной кампанией: сегодня контроль за ДЭГ требуется, в том числе, и в межвыборном цикле, когда надо подводить итоги, планировать работу на будущее, и здесь работа идет постоянно, отметила председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алена Булгакова.
"Сегодня мы находимся в преддверии новой электоральной кампании и видим, что на участие в ДЭГ приходят заявки из регионов, ранее электронное голосование не использовавшие. На Общественную палату это тоже накладывает определенную нагрузку в плане подготовки наблюдателей и работы с экспертами в тех регионах, где еще ДЭГ не применяли", - пояснила Булгакова.
Относительно вопросов, возникающих при использовании ДЭГ, высказался член ЦИК России Антон Лопатин. По его словам, тема актуализации списков избирателей – одна из главных проблем, поскольку каждый год изменения в учетных записях избирателей РФ происходят без малого 25 млн раз.
"Это очень высокий процент, и актуализация данных для развития ДЭГ имеет особое значение. Для того, чтобы проголосовать на ДЭГ, надо быть сопоставленным пользователем единого портала госуслуг, и запись должна быть сопоставлена с записью в регистре избирателей ГАС Выборы. Эта работа очень важна, мы ее совершенствуем", - отметил он.
Еще одна тема – тема электронной очереди.
"Практика показывает, что избиратели, если подали заявление на ДЭГ, как правило, голосуют в первые часы. Как только открывается возможность голосовать, у нас идет большой поток избирателей. Мощности, которые мы используем и планируем – их в моменты пиков, как правило недостаточно", – рассказал Лопатин, сообщив, что в новом Порядке ДЭГ предусмотрена такая составляющая, как "электронная очередь".
Это означает, что избирателей будут оповещать о том, что идет достаточно большой поток голосующих, и предлагаться проголосовать позже, либо подождать.
По данным Ростелекома, в пятницу 15 марта 2024 года в ходе трехдневного голосования на выборах президента РФ утром нагрузка на систему доходила до 15 тыс. пользователей в секунду, при этом средняя расчетная нагрузка на периоде голосования для системы – это до 3 тыс. пользователей в секунду, напомнил Олег Артамонов.
"После этого около 13:00 мск началась серьезная атака на систему ДЭГ, в течение примерно часа система не выдавала и не принимала бюллетени избирателей", – такие данные привел эксперт.
По словам Артамонова, в проекте Порядка ДЭГ появился пункт о том, что такое может быть реализовано, при этом он обратил внимание, что необходима формализация конкретных критериев действий в такой ситуации.
"В каких конкретных ситуация ТИК ДЭГ может принять решение, что продолжение электронного голосования невозможно, как именно она определит, что это невозможно, чтобы здесь не было неопределенности и волюнтаризма со стороны комиссии, как именно избиратели будут направляться на обычные участки, как будет осуществляться информирование и передача списков этих избирателей на участки, как будет определяться возможность или невозможность подведения итогов электронного голосования для тех, кто до принятия решения уже успел проголосовать и т.д.", – такие вопросы перечислил эксперт.
Артамонов озвучил также поданные письменно предложения электорального эксперта Дмитрия Нестерова: по его мнению, следует дать четкое определение электронного бюллетеня как электронного документа, несущего информацию о волеизъявлении избирателя, а также убрать запрет на копирование данных электронного списка избирателей (сохранив запрет на его распространение). Также следует регламентировать ряд полномочий ТИК ДЭГ – так, сейчас ТИК не имеет определенных оснований не подписывать итоговый протокол, даже если машина выдаст абсурдные цифры, а, с другой стороны, может отменить результаты произвольно на основании неопределенного в случае ДЭГ пункта о невозможности определить волеизъявление.
Предложения экспертов будут обобщены и направлены в ЦИК России, договорились участники дискуссии.