США останавливают финансирование ВОЗ. Дональд Трамп обвинил организацию в том, что она не выполнила свою главную обязанность во время пандемии коронавируса, которая поразила уже более 200 стран. Пока мировая эпидемия и не планирует заканчиваться. В ряде европейских стран и нескольких американских штатах пик заболеваемости пройден, но в других он еще только на подходе. Нельзя представить более подходящих декораций для начала "игры в обвинения". Политики указывают друг на друга и спорят, кто больше виноват в распространении вируса, кто не принял необходимых мер и кто должен понести наказание. Малек Дудаков — о поисках виноватых и о том, к чему они приведут.
Трампа — под трибунал
Центром игры в обвинения стал Вашингтон. Логично, пусть и не совсем справедливо, что ответственность за любой кризис возлагается на политического лидера страны, в которой он происходит. Не избежал этой участи и Дональд Трамп: в прессе его каждый день "поливают" обвинениями в неэффективности и запоздалости принятия решений для борьбы с эпидемией. Некоторые представители Демократической партии США даже призывают отдать Трампа под гаагский трибунал — мол, президентская халатность должна рассматриваться как преступление против человечности.
"Не могу больше это терпеть. Была в Гааге. Завтра я сделаю обращение по поводу преступлений против человечности. Сегодняшняя пресс-конференция [Трампа] была последней каплей", — член палаты представителей Конгресса США от штата Огайо, демократ Тавия Галонски.
Трамп не стоял у истоков эпидемии, но его считают виновным в том, что медицинские власти Америки слишком поздно спохватились, чтобы ей противостоять. В свою очередь сам президент США от этих обвинений отмахивается. У него есть железный аргумент: пока оппоненты Трампа в стане демократов были погружены в глубокие перипетии его импичмента, он запретил въезд в Америку для всех китайцев. Это произошло еще 31 января, когда казалось, что эпидемия не сильно скажется на жизни всего мира. В тот момент Трампа также всячески поносили в прессе, но уже за "излишнюю жесткость" принятых мер и ксенофобию, якобы лежащую в их основе.
Тем не менее весь февраль и начало марта власти Америки, будь то федеральные или региональные, относились к эпидемии коронавируса довольно близоруко. Скажем, мэр Нью-Йорка Билл ди Блазио призывал жителей мегаполиса отмечать китайский новый год и посещать китайские рестораны для борьбы с расизмом. Трамп обещал, что к концу марта об эпидемии все забудут. Теперь же и республиканцы, и демократы пытаются показать, что они с самого начала понимали всю серьезность ситуации. Но остается открытым вопрос: почему тогда Америка оказалась настолько не готова противостоять вспышке COVID-19?
Демократы винят во всем меры Трампа по сокращению госаппарата и расходов на вашингтонскую бюрократию, которые по касательной задели и Центр по контролю и профилактике заболеваний США. Известно, что именно Трамп отправил в отставку многих чиновников-эпидемиологов, которые были назначены после эпопеи с Эболой в 2014 году для борьбы с такого рода эпидемиями.
В свою очередь команда Трампа возлагает вину на предыдущую президентскую администрацию Обамы. Дело в том, что в 2005 в Америке начал создаваться стратегический запас медикаментов и медицинских товаров, как раз на случай возможной пандемии. Но в 2009 году, в разгар эпидемии свиного гриппа, Обама посчитал нужным на две трети его истратить, а потом не пополнять. В итоге сейчас, когда внезапно появилась острая нужда в медицинских масках, перчатках и вентиляторах, оказалось, что их в запасниках у правительства попросту нет. Трампу пришлось вводить режим военного производства для крупных корпораций, включая Ford и General Motors, обявав их производить вентиляторы и восполнять этот дефицит.
Китайская карта
Но список "виновников" был бы неполным вне международной повестки. Администрация Трампа еще в марте возложила всю ответственность за эпидемию на Китай. В Поднебесной не сразу отреагировали на начало вспышки коронавируса, несколько месяцев пытались ее скрывать и лишь затем ввели поспешные, но недостаточные меры, поздно уведомив мировую общественность. Китайской статистике по случаям заражений и смертей от COVID-19 нет особой веры — очевидно, что Компартия старается сильно ее занизить, чтобы сохранить лицо во всей этой истории. Трамп, который два последних года проводил военную и торговую политику сдерживания Китая, видит в эпидемии уникальную возможность нанести сильный удар по репутации и статусу Поднебесной, от которого она уже не сможет оправиться.
Это разом решает многие фундаментальные задачи властей США. Взять ту же торговую войну: с 2018 года территорию Китая покинули тысячи иностранных предприятий, переносящих свое производство в другие страны. Теперь оставшиеся в Китае американские компании станет гораздо проще уговорить вывести оттуда производство. Ведь никто не исключает повторения таких форс-мажорных историй, грозящих вновь остановить работу китайской мировой фабрики. Наверняка первыми будут пытаться вернуть в Америку заводы фармакологических корпораций, которые буквально оказались в заложниках у эпидемии: 95% всех медикаментов в США приходит из Китая.
Не меньшее значение играют и внутриполитические факторы в самой Америке. На носу президентские выборы, результаты которых не может пока предугадать никто. Трамп уже вовсю разыгрывает против своего оппонента-демократа Джо Байдена "китайскую карту". Байден в прошлом был известен как большой сторонник налаживания отношений Вашингтона и Пекина. Причем его старший сын Хантер получал многомиллиардные контракты от госбанков Китая, пока отец Джо занимал пост вице-президента. Политтехнологи Белого дома постараются показать Байдена марионеткой Китая, которая не может отстаивать интересы США в отношениях с Поднебесной.
ОбезВОЗживание США
Однако не один лишь Китай оказался в фокусе критики Трампа и его команды. Вместе с ним досталось и Всемирной организации здравоохранения — существующему с 1948 года агентству ООН, которое занимается медицинскими вопросами. ВОЗ обвиняют в том, что она принимала за чистую монету любые китайские доводы — о том, например, что коронавирус не представляет большой угрозы и его удастся удержать в пределах провинции Хубэй. ВОЗ долгое время отказывалась призывать к введению карантинов в странах, куда уже добралась эпидемия, и называла меры Трампа по закрытию американских границ абсурдными. Но с распространением инфекции позиции ВОЗ сменились на прямо противоположные. Чиновники агентства уже стали видеть в карантинах и запрете на международные поездки дельный способ борьбы с эпидемией.
Под давлением Китая ВОЗ игнорировала положение дел на Тайване, который агентство не признает отдельным государством. Долгое время островным медикам не предоставлялось никакой информации об инфекции, с ними не делились собранными вирусными пробами. В итоге Тайвань смог справиться с эпидемией своими силами, да еще и эффективнее, чем большинство других стран на планете. Сейчас власти Тайваня активно жертвуют медицинские товары в разные уголки света, стараясь понятным образом воспользоваться ростом антикитайских настроений в мире.
В администрации Трампа наложились друг на друга две эмоции: глубокая неприязнь к Китаю и недоверие ко всем международным (как их называют в Белом доме — глобалистским) институтам. Первым делом Трамп объявил о приостановке дальнейшего финансирования ВОЗ из американского бюджета. Речь идет о суммах в полмиллиарда долларов ежегодно: США покрывают примерно восьмую часть от общего бюджета организации. Замораживается финансирование на неопределенный срок — Трамп очертил примерные критерии, при которых оно может быть возобновлено, но не дал никакой конкретики. Среди условий возобновления финансирования утверждается важность обеспечения "независимости" ВОЗ от китайского влияния и прокитайской пропаганды.
Сегодня я объявляю основания для привлечения к ответственности Китая. Мой законопроект лишит Китай иммунитета в судах США и даст право оспаривать действия Коммунистической партии Китая, которая пытается заставить замолчать информаторов и скрыть критическую информацию о COVID-19, — написал сенатор-республиканец Джон Хоули.
Вопрос реформирования структуры ВОЗ — сложный и неопределенный, вряд ли он может быть решен в "разумные" сроки вроде нескольких лет. Но что сейчас важнее для команды Трампа, так это показать себя защитниками Америки от китайской угрозы. Для чего и предлагается отказ от финансирования оказавшейся в "заложниках" у Китая ВОЗ.
Есть и другое направление, которое также нашло поддержку в Белом доме: вчинить судебный иск Компартии Китая за выказанную халатность в условиях эпидемии. В Сенате США состоятся слушания по проекту закона о снятии неприкосновенности с официальных властей Китая в американском суде. В таком случае от них могут потребовать "компенсировать ущерб" для американской экономики от упущенного за пределы Поднебесной коронавируса. Шансы этого иска на успех сильно возрастут, если появятся доказательства подозрений о происхождении инфекции не естественным путем, а из лабораторий Уханя. В любом случае такой судебный фронт станет еще одной ареной противостояния двух стран в глобальной "игре в обвинения": кто же ответственен за мировую пандемию и вызванный ею экономический коллапс.