Убийство 9-летней девочки в Саратове и едва не состоявшийся суд Линча снова поставили вопрос о смертной казни в России. Общество разделилось, даже депутаты Госдумы не пришли к единому мнению и решили на своей странице в ВК провести опрос, нужно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов. Елена Кондратьева-Сальгеро — об аргументах за и против и о том, что эта дискуссия будет вечной.
Пожалуй, ни одна другая полемика по накалу и безысходности не может сравниться с двумя важнейшими для человечества вопросами: что появилось раньше — курица или яйцо — и следует ли быть за смертную казнь или против.
В каждом из этих противостояний оба варианта, как две параллельные прямые, никогда не сойдутся в бесконечности. Поэтому все временные компромиссы будут постоянно нарушаться и рваться на клочки при первой возможности, так или иначе будоражащей умы или эмоции.
По курице с яйцом свежих данных пока не поступало. А вот дилемму о смертной казни в российском обществе снова вытряхнуло на ковер только что очередное ужасающее преступление.
И пока окончательно не перебили друг друга жесткие "смертники" и мягкие аболиционисты, давайте просто рассмотрим общепланетную картинку с птичьего полета. Без подвохов и миротворческих иллюзий, заранее зная: сколько оппонентов ни корми статистикой, каждый лагерь все равно останется при своем убеждении.
К тому же, все цифры в этой области никого и ни в чем никогда убедить не cмогут, поскольку некая общая тенденция человечества производить на свет регулярное и практически не меняющееся количество извращенцев, убийц и насильников нисколько не зависит от степени тяжести их наказания. И об этом тоже свидетельcтвует вся имеющаяся на сегодня статистика, во всех странах и государственных устройствах.
Любой решившийся на противозаконное действие преступник не руководствуется страхом возмездия, потому что в его исходные намерения входит прежде всего установка любого возмездия избежать. Грозит ли ему за содеянное высшая мера или снисходительное "ай-яй-яй, больше так не поступай" — он все одно сделает то, что задумал. Еще раз, для сомневающихся: ни одного преступника страх перед наказанием не остановит.
А значит, в самой постановке вопроса "нужна или нет смертная казнь" исходить следует вовсе не из процентного содержания досрочно раскаявшихся из-за страха. Bозмездие через смертную казнь отнюдь не про это.
Исходить следует из реальной возможности спасти человеческие жизни, избежав новых жертв потенциального рецидивиста. Как ни ужасно это звучит, но рецидивист в тюремном заточении или мертвый рецидивист более никого мучить и убивать не сможет.
Здесь закономерно будет вскричать: вот и давайте держать в тюрьме пожизненно самых отмороженных! A не самых отмороженных — только до тех пор, пока они не осознают и не исправятся! И волки целы, и овцы спят со спокойной совестью. Потому что никого лично не убили, не расстреляли и не обезглaвили, а нейтрализовали опасность самым мягким и человечным способом, в соответствии с высоко признанной морaлью, за счет государства и его налогоплательщиков. Которые продолжaт упиваться собственным великодушием и достойно кормить волков, но уже в тюремном заточении, пока естественная смерть, как высшая мера наказания, не разлучит нас…
И тут же придется обреченно забормотать в ответ: а по каким критериям какого такого провидения вы будете различать степень отмороженности, реальность "исправления" и абсолютную гарантию невозможности рецидива?
Нужно ли здесь приводить общее количество случаев, когда особо опасные матерые рецидивисты уносили новые жизни, каждый раз после условно досрочного освобождения? Нужно подсчитывать и расписывать все эти случаи для четкого понимания, ужасания и умелой журналистской слезодавильни? Или обойдемся?
Самую точную формулировку аболиционизма только что дал один уважаемый профессор и очень мудрый человек Дмитрий Евстафьев, лучше прочих проиллюстрировав наиболее распространенное из мнений:
Я противник смертной казни, потому что она имеет колоссальный потенциал расширения применимости. Это страшная "воронка очищения", и я не уверен, сможет ли наше издерганное общество ее контролировать.
К этому вескому предупреждению следует добавить только однo, но весьма значительнoe уточнение: нам следует понять и признать, что "наше издерганное общество" НИКОГДА не будет готово с абсолютной гарантией контролировать ЛЮБУЮ из кардинально противоположных по смыслу "воронок очищения" — как "за", так и "против" этой высшей меры наказания. Никакой даже относительной гармонии и полной безопасности не удастся достичь ни при том, ни при другом раскладе.
Нам вечно придется балансировать на грани между военным трибуналом и общественным порицанием самым страшным и неисправимым убийцам.
Под "издерганным обществом" я имею в виду не только российское, но и человеческое в целом. И вот почему. Tа самая "воронка очищения" действует как в одну, так и в другую сторону, с равным риском потерять тормоза и не останавливаться на достигнутом — что в репрессивно-карательной системе, что в образцово показательном человеколюбии без границ.
Хорошо известно, что (за редким исключением) в большинстве стран, практикующих пожизненное заключение вместо смертной казни, это заключение автоматически превращается в условно досрочное освобождение по истечении 20-25 лет.
Как показывает практика, каждая система, отказавшаяся от смертной казни, почему-то непременно продолжает дальнейшее "облегчение", упрощение и либерализацию всех остальных наказаний, доходя до практического и бесспорного маразма.
В этой особенности "мягкого карания" вы можете убедиться, просто констатируя сегодняшние достижения Западной Европы, в которой большинство преступников мультирецидивистов давно не попадают в тюрьму и даже не отделываются легким испугом, а лишь выслушивают краткую нотацию либо в комиссариате, либо в суде. После чего активно продолжают свою привычную деятельность.
Такая беззубая "юстиция", конечно же, не снизошла на Европу в одночасье, но развивалась поэтапно именно с полной отмены смертной казни, послужившей практическим сигналом к общему послаблению, очень скоро ставшему бестормозным и докатившемуся до полного и очень опасного абсурда.
Только одна свежая циферка в качестве примера: сегодня во Франции 80 000 вынесенных в судах приговоров в год ВООБЩЕ не исполняется. Иными словами, приговоренные к разного рода наказаниям преступники остаются на свободе, просто с обязанностью регулярно отмечаться в комиссариате по месту жительства.
Два уточнения: отмена смертной казни во Франции произошла благородными усилиями "лево-благородной" социалистической братии во главе с первым президентом "всея политкорректности" Миттераном. И вторoe: все сегодняшние правонарушители прекрасно осведомлены о степени "строгости" возможных наказаний, равно как и о степени комфорта, обеспеченного им всеобщим благодушием в современных тюрьмах. Цифры прироста преступности со времен президента Миттерана я предлагаю вам лично поискать в любых источниках, коим вы доверяете.
Далее еще одно уточнение: в категории наиболее склонных к многочисленным рецидивам преступников в первую очередь оказываются (внимание!) педофилы, все виды сексуальных извращенцев и представители вооруженного бандитизма (нападения, влекущие человеческие жертвы).
Всем интересующимся равно хорошо известны случаи почти незамедлительных рецидивов после досрочно условных освобождений этих категорий преступников. Иначе говоря, старые преступления не только остаются безнаказанными, но и незамедлительно пополняются новыми жертвами. А замена высшей меры на пожизненное заключение рано или поздно приводит к неконтролируемому ослаблению всей пенитенциарной системы. И замыкает круг...
Может, потому что само понятие "высшая мера", за которой ничего более страшного представить себе невозможно, подсознательно подразумевается как точка отсчета, и отмена этого понятия всегда будет автоматически означать "снижение", коему уже не будет конца. А затем, по инерции, непременно следует эдакое падение в бездну с ветерком.
Как видите, пользуясь термином уважаемого профессора, "страшная воронка очищения" — будь то от скверны или совести человеческой — работает в обе стороны. И потому две параллельные прямые противоположных мнений не пересекутся никогда.
Не стоит тешить себя и других иллюзиями, что вам удастся как-нибудь мягко и разумно вовремя остановить этот асфальтоукладывающий каток и установить некое работающее равновесие. Современной Европе, как видите, не удалось. А сколько ни критикуй современную Европу, все одно придется признать, что и там живут люди не глупее нас, да и мы не умнее. Многие ли из ныне рвущих глотки "аргументариев" с обеих сторон могут с чистой совестью заявить, что они довольны адекватностью существующих в собственной стране наказаний?..
И последнее. Всем тем "аргументариям", которые, наскоро пробежав в "Википедии" краткое содержание Ветхого и Нового заветов, рвутся в бой под хоругвью пристыжения несознательных и "неправильных" христиан, выбирающих "зуб за зуб, глаз за глаз", хочется напомнить одну очень многослойную истину.
Ни один христианский святой или блаженный никогда не призывал к непротивлению злу фарисейством. Ни один. И ни одна "Википедия" не осмелится утверждать обратное. Непротивление злу фарисейством придумали совсем другие люди, с совсем другими целями.
Призывали и призывают отнюдь не святые и далеко не блаженные. Не следует путать палец с небом, а честно подставленные щеки с прекрасно ведающими, что творят.
В остальном, как я уже говорила выше, все дискутирующие на эту бесперспективную тему все равно останутся по обеим сторонам "воронки очищения". С заранее объявленным в обоих случаях результатом.
Ваш выбор, господа!