Статьи

Блокировка Суэцкого канала: как 14 судов с моряками в нем застряли на 8 лет

Блокировка Суэцкого канала: как 14 судов с моряками в нем застряли на 8 лет

В 1967 году Шестидневная война привела к тому, что Египет затопил десятки кораблей и заминировал водный путь, соединяющий Красное и Средиземное моря. В Суэцком канале застряли полтора десятка кораблей, за которыми морякам из разных стран пришлось следить на протяжении 8 лет. Дмитрий Курганов рассказывает о том, каким был их быт в это непростое время.

Блокировка Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given компании Evergreen Marine стала, пожалуй, главной международной новостью марта. В течение нескольких дней гигантское судно не могли снять с мели. Известно, что оно шло под панамским флагом, двигаясь из китайского Яньтаня в голландский Роттердам. На борту — 20 тысяч контейнеров, загрузка, близкая к стопроцентной. Инцидент произошел 23 марта, и лишь спустя пять с лишним дней Ever Given удалось снять с мели. К тому моменту в пробку встали около 450 судов.

Достоверно не известно, почему контейнер длиной 400 метров развернуло, версии множатся как грибы после дождя, в том числе связанные с теориями заговора.

Пока эксперты оценивают влияние этого масштабного происшествия в Суэцком канале на мировую экономику, мы вспомним, что блокировка этой морской артерии произошла далеко не впервые. Самый недавний прецедент был 26 ноября прошлого года, когда контейнеровоз Al Muraykh под флагом Мальты остановил движение кораблей. Судно шло в южном направлении, когда потеряло скорость и село на мель. Однако на восстановление движения по каналу понадобилось всего лишь пять часов. В пробке скопилось только девять судов.

Суэцкий кризис

Теперь к делам давно минувших дней. 26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал, который в первой половине двадцатого века, по сути, находился под контролем британской короны. Это стало причиной вторжения войск Великобритании, а также французских и израильских военных. Так начинался Суэцкий кризис. В результате канал был частично разрушен, Египет утопил в нем почти полсотни кораблей, что привело к его полной блокировке. Возобновить движение судов по каналу удалось 24 апреля 1957 года.

А самая долгая блокировка началась еще через 10 лет, и, что неудивительно, Египет снова был одним из участников заварушки вокруг Суэцкого канала. В 1967-м случилась Шестидневная война между Египтом, Сирией, Иорданией, Алжиром, Ираком с одной стороны и Израилем с другой.

5 июня 1967 года из Средиземного моря в Суэцкий канал вошли пятнадцать грузовых судов. Корабли уже были на полпути к Красному морю, когда израильские военные принялись наносить удары с воздуха по позициям египтян. В ответ на эти действия Египет закрыл канал. Оказавшиеся в его акватории суда вынуждены были прекратить движение.

Меньше недели понадобилось Израилю, чтобы одержать убедительную победу. Новая граница пролегала как раз по Суэцкому каналу. Конечно, Египет не мог этого принять, поэтому начал действовать по принципу "не доставайся он никому". Были затоплены корабли с обоих концов канала, приведены в негодность мосты и прочие гидротехнические сооружения, на дне появились мины.

Пленники Суэцкого канала

14 из 15 оказавшихся в ловушке кораблей бросили якоря в Большом Горьком озере поблизости от южного выхода из канала. На следующие восемь лет судоходство оказалось отброшенным на сто лет в прошлое. Суэцкий канал был открыт для движения судов в 1869 году. А тогда, в 1967-м, корабли снова начали ходить в обход Африки. В зависимости от конкретного маршрута он становился длиннее на расстояние до 9000 километров. Перекрытие канала нанесло сильный удар по мировой экономике и стало причиной ощутимого роста цен на многие товары.

Все суда "разбили" на три партии. В 1969 году многих моряков удалось вывезти с кораблей. Осталось лишь три сборные команды по 10 человек. Каждая смотрела за одной из партий судов. Они работали вахтовым методом по шесть месяцев.

14 кораблей на якоре в самом широком месте канала — районе Большого Горького озера

Вот эти 14 кораблей: Nordwind (ФРГ), Münsterland (ФРГ), Killara (Швеция), Nippon (Швеция), Essayons, бывший Sindh (Норвегия; ранее принадлежал Франции), Agapenor (Великобритания), Melampus (Великобритания), Scottish Star (Великобритания), Port Invercargill (Великобритания), African Glen (США), "Джакарта" (Польша), "Болеслав Берут" (Польша), "Василь Левски" (Болгария), "Леднице" (Чехословакия).

Союз моряков "Желтого флота"

Эти корабли принято именовать "Желтым флотом". Причиной такого названия стало большое количество песка, который приносило ветром на палубы из Аравийской пустыни.

Собравшись на судне Melampus, экипажи во главе с капитанами организовали Ассоциацию Большого Горького озера. Целью этого союза была необходимость оказывать друг другу помощь в различных ситуациях, обмен провизией, общий досуг. Команды периодически навещали судна друг друга, несмотря на то, что это были люди из разных стран, разных вероисповеданий, они смогли организовать совместные развлечения, делились друг с другом необходимым, помогали устранять поломки, а также чистить палубы от злосчастного песка. Моряки шутили, что основали свою Организацию Объединенных Наций, которая более эффективна, нежели реально существующая международная организация.

Моряки "Желтого флота"

Норвежское судно Essayons славилось французской кухней, на шведском корабле Nippon пользовался спросом гимнастический зал, а на контейнеровозе Killara — бассейн. На теплоходе "Василь Левски" команда производила ракию из винограда, которого было вдоволь на соседнем немецком судне Münsterland.

У "Желтого флота" был даже свой госпиталь, организованный на польском сухогрузе "Джакарта", поскольку на судне имелся штатный доктор. Не забыли моряки и про духовную жизнь. На борту немецкого судна Nordwind были организованы религиозные службы.

Новый год и Олимпийские игры

Не дождавшись помощи от властей, владельцы судов решили самостоятельно помогать морякам и организовали доставку всего необходимого. На рождество 1967 года британская судоходная компания Blue Funnel Line прислала морякам стратегический запас индейки и новогодней атрибутики. Новый год экипажи отмечали тоже очень весело.

Польские умельцы соорудили 4-хметровую елку и водрузили ее на понтон. Моряки на спасательных шлюпках плавали вокруг новогодней красавицы, образовав своеобразный хоровод. Британцы с Port Invercargill поместили в спасательный бот пианино и, плавая вокруг кораблей, исполняли рождественские песни и серенады. После этого матросы в новогодних нарядах плавали в гости на другие корабли, где их ждали новогодние угощения на накрытых столах.

Капитаны не запрещали своим экипажам употреблять спиртное. Капитан судна Port Invercargill Артур Кенсетт как-то отметил, что за борт кораблей было выброшено 1,5 миллиона пустых бутылок из-под пива. Тогда он написал, что с удовольствием узнал бы, о чем подумают в будущем археологи, раскопавшие этот хлам.

Моряки организовали свою собственную Олимпиаду. Соревнования проходили по 14 видам спорта. Все необходимые снаряды были приготовлены собственноручно. Были организованы состязания по прыжкам в высоту, тяжелой атлетике, спринту, стрельбе из лука.

Награждение призеров Олимпийских игр "Желтого флота"

Созданный моряками яхт-клуб провел гонки на парусных шлюпках. На палубе сухогруза Port Invercargill было создано полноценное поле для игры в футбол. Моряки натянули по краям сетку, чтобы мяч не упал в воду, а судьи вооружились боцманским свистком.

В общекомандном зачете по всем дисциплинам победу в Олимпиаде одержали поляки, второе место заняли немцы, третье место — англичане.

Значимым процессом был выпуск почтовых марок. Инициатором этого стал капитан чехословацкого судна "Леднице" Иржи Кудрна. В августе 1967 года моряк нарисовал и напечатал первые 200 марок на гектографе. Продолговатая марка представляла собой фиолетовую кальку, на которой было изображено рукопожатие, окруженное лавровым венком. Над рисунком значилась аббревиатура "Желтого флота".

За год, с сентября 1967 по сентябрь 1968 года, было выпущено более 200 серийных марок и около 40 сувенирных листов, выпускались и конверты "первого дня". Тиражи марок варьировались от ста до двух тысяч штук. Аббревиатуры на марках соответствовали группировке кораблей и заменяли собой почтовый индекс.

В 1973 году начался еще один арабо-израильский конфликт. Он также происходил в районе Суэцкого канала. Затронул он и моряков "Желтого флота", к сожалению, без жертв среди них не обошлось — израильская ракета попала в американский корабль. После окончания военных действий Суэцкий канал представлял собой жалкое зрелище — водная артерия была наполнена потопленными кораблями и тысячами мин.

В 1974 году начались работы по разминированию и очистке канала, в которых приняли участие советские и американские специалисты. 5 июня 1975 года, то есть через 8 лет, суда "Желтого флота" покинули Суэцкий канал.