Общество

Влад Маленко: "Если ты развращаешь и пародируешь мученичество – для тебя деньги найдут"

Влад Маленко: "Если ты развращаешь и пародируешь мученичество – для тебя деньги найдут"

Проходящий в Москве конкурс молодых поэтов "Филатов Фест" привлекает внимание тысяч людей искусства со всей России и ближнего зарубежья. Ruposters встретился с организатором фестиваля - актером, поэтом и театральным режиссером Владом Маленко, чтобы обсудить состояние дел в современной российской культуре и отношение к ней властей.

- Влад, расскажете вкратце нашим читателям вашу творческую биографию?

- Родился в Москве на Маяковке в 1971 году. В семь лет начал писать стихи. Служил в Советской Армии. Закончил Щепкинскую театральную школу. 20 лет служил на Таганке выдумщиком и актером. Сочиняю стихи и басни. Придумываю и реализую разные события. Люблю обнулять счетчики и не оглядываться в прошлое. 

- Поскольку вы являетесь артистом "Московского театра на Таганке", не терпится задать обязательный вопрос – что происходит с театром? К сожалению, последнее время легендарное детище Юрия Любимова регулярно упоминается только в связи со скандалами.

- Я уже говорил, что не в моих правилах оглядываться. "Таганки" пока нет. Сейчас это театральный Чернобыль. Со стороны на него огульно цыкают, мол, надо закрыть и не тревожить память о нашей юности… Начальству же - лишь бы скандалов не было. Кладбищенская тишина дороже неудобного творчества.

- Выход из ситуации есть?

- Сильный новый лидер с идеологией и почерком. Новая команда. Уважение к истории, отчасти развитие каких-то сильных любимовских линий. Но без фанатизма.

- Вы считаете себя в большей мере актером или поэтом? Или эти ипостаси не следует различать?

- Это разное. Актер должен быть пустым. Поэт обязан работать головой. Я поэт, который сам себе театр. Независимый.

- Кстати, о театрах и поэтах. В прошлом году СМИ писали, что власти Москвы готовы предоставить вашему детищу, "Театру Поэтов", помещение – на каком этапе находится сейчас ваше заселение?

- "Театр поэтов" - группа авторов, придумывающих современные перформансы, в которых Слово играет ключевую роль. Где наш адрес? На улице, в кафе, в подвалах книжных магазинов. Сергей Капков пообещал, но слово не сдержал. Его, наверное, испугало что я одинаково могу наполнять своими текстами спектакли Николая Губенко ("Концерт перед концом света") и Кирилла Серебренникова, как это было с "Зойкиной квартирой" в МХТ. Сергей, наверное, подумал, что я сумасшедший какой-то… Может и правильно сделал, что так подумал.

- Вас слышит власть?

- По большому счету, в стране продолжается государственная политика поддержки разрушения. Наши культурные институции - коллективная унтер-офицерская вдова, любящая сама себя сечь. Это партизанская политика. Если ты развращаешь, насмехаешься, пародируешь мученичество – для тебя деньги найдут. А если ты сшиваешь, клеишь, строишь потихоньку, то тебя тут же записывают в бездари. Такой коллективный договор на клюквенной крови девяностых. На словах, разумеется, все умиляются. Короче все "за", но никто ничего не делает, потому что не особо верят в силу поэтов. Есть, конечно, исключения. В Минкульте встречаются отличные креативные ребята и девчата. Но их мало, а над ними тучи проблем, которые мешают заглянуть в вечность. Им жить-то некогда, им бы отчитаться.

- Расскажите немного о своем опыте в горячих точках – зачем ездили в Чечню?

- Поэт на войне только мешает военным делать свое дело. Опыт действительно был. И автомат в руках был. И выходы в разведку были. Сергей Говорухин, Царствие ему Небесное, мне сказал: "Езжай. Мы тебя проверим". Проверили. 

- Продолжая поэтическую тему – еще одним вашим проектом является молодежный фестиваль "Филатов Фест". Расскажите подробнее, откуда пошла идея организовать это мероприятие, и что в наше время сложнее – найти хороших молодых поэтов или выбрать лучшего из лучших?

- "Филатов Фест" - крутая история. Это грузовой лифт для талантов из провинции. Мы посвятили наш ежегодный фестиваль памяти одного из моих учителей, таганского, кстати, пошиба – поэту и актеру Леониду Филатову. Проводим второй год. Аншлаги. По две тысячи заявок со всей страны. В итоге большой финал в мае. И десятка настоящих поэтов и драматургов.

- Можете примерно оценить географию нынешней российской поэзии? Где талантов больше – в Москве или Питере? И много ли поэтов вырастает в глубинке?

- В Сибири больше. В Питере слышнее. А отступать некуда - позади Москва.

- После Золотого и Серебряного веков русской поэзии ее развитие происходило без каких-то похожих пиков, весьма равномерно. Можно ли прогнозировать, когда настанет следующая веха в истории русской поэзии? Или она уже наступила, и наши внуки на уроках литературы будут читать о 2010-х как о чем-то выдающемся в истории российской культуры?

- Золотой и Серебряный - вопрос культурного эха в империи. Сейчас другая акустическая ситуация, другая оптика, если хотите. А мы кто? Мы - солдаты Третьей мировой Поэзии. Отчасти, виртуальный век на дворе, отчасти – железный с привкусом пороха и выкуренной не нами травы.

- Назовете сходу лучших русских поэтов нашего времени?

- Вот запоминайте: Купреянов, Вахромеева, Антипов, Мамочева, Шмелев - эти останутся… А "Пепси", "лабутены", все эти беспросветные страдания в душе под шум воды - атрибуты импотентов. Вижу жюри творческих конкурсов на "Первом" - да им лучи славы мешают не то что в метро зайти, а просто людям в глаза заглянуть.