Общество

Креативные индустрии в России как новый локомотив развития экономики

Креативные индустрии в России как новый локомотив развития экономики
Фото: ИРИ

В феврале 2025 года в России вступит в силу "О развитии креативных (творческих) индустрий". Креативные индустрии сегодня – одна из самых быстрорастущих отраслей в мире. На мировой арене Россия является одним их главных "генераторов" культурных концепций и смыслов, и может внести огромный вклад в этот процесс.

Ruposters рассказывает о развитии креативных индустрий в России и проектах, которые стали наиболее заметными в 2024 года.

Термин "креативные индустрии" появился сравнительно недавно. К этому виду деятельности относят виды бизнеса, существующие за счет творческой и интеллектуальной деятельности. Сейчас они развиваются очень активно, вовлекая все больше число людей и наращивая свой вклад в экономику.

По словам главы АСИ Светланы Чупшевой, сейчас сектор генерирует 14,5 трлн рублей выручки ежегодно, в нем занято 4 млн 600 тысяч россиян.

В мире же рост креативной экономики за 2024 год составил 8%.

В 2022 году Правительство РФ утвердило Концепцию развития креативных индустрий, согласно которой долю творческих отраслей в экономике России к 2030 году планируется увеличить до 6%.

Кроме того, 5 февраля 2025 года вступит в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 года №330-ФЗ "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации". Он определяет базовые правила организации и развития креативных индустрий, условия их господдержки. Субъектам креативных индустрий могут рассчитывать на различные виды поддержки: финансовую, информационную, образовательную и другие.

Не только вышивка крестиком

"Креативные индустрии — не только вышивание крестиком, народно-художественные промыслы и ремесленничество. Это более масштабные вещи", — объясняют в Агентстве стратегических инициатив (АСИ).

Например, в России сегодня бурно развивается fashion-индустрия, происходит постепенная замена ушедших брендов отечественными. И это обстоятельство объясняет растущую потребность в материальной, и не только, поддержке компаний и региональных брендов. Растет интерес ко всему российскому, причем, во всех сферах.

Так, в перечень креативных индустрий входят музыка, исполнительские искусства, кино и сериалы, анимация, видеоигры, разработка программного обеспечения, медиа и СМИ, книжное дело, реклама и pr, арт-индустрия, народные художественные промыслы и ремесла, культурное наследие, дизайн, архитектура и урбанистика, мода, ювелирное дело, гастрономия.

Самые популярные проекты ИРИ

В России поддержкой и развитием проектов в сфере киноиндустрии и интернет-контента занимается Институт развития интернета (ИРИ). Он выполняет функции экспертного центра, площадки для диалога и инициатора важных проектов в сфере интернет-технологий.

По данным на 3 квартал 2024 года в 2023-2024 годах, то есть за 1,5 года, при поддержке ИРИ вышло более 600 проектов, почти половина из которых — контент в блогосфере. Охват контента – 5,4 млрд просмотров.

В 2024 году, по данным Mediascope, проекты ИРИ на ТВ смотрели 95 млн человек. Наиболее популярные у ТВ-аудитории стали сериалы: "ГДР" (НТВ), "Десять дней до весны" (НТВ), "Отмороженные" (СТС), "Переведи ее через Майдан" (Первый канал), "Казачок" (ТНТ), "Котострофа" (СТС), "Большой дом" (Первый канал), "Политех" (СТС), "Слово пацана. Кровь на асфальте" (НТВ), "20/22" (Первый канал).

В Год семьи при поддержке ИРИ вышло более 50 проектов о семье и семейных ценностях - это сериалы, мультсериалы и шоу. Их посмотрели более 94 миллиона зрителей.

В топе самых популярных:

  • "Любопытная Варвара" – детский детектив о любознательной и начитанной 10-летней девочке Варваре, которая мечтает стать сыщиком, как ее дедушка, и расследует таинственные преступления вместе со своими друзьями.
  • "Многодетство" (2 сезона) – семейная комедия о многодетной семье Герасимовых, которая переезжает из тесной городской квартиры в деревню и начинает новую жизнь в старом фамильном доме. Во втором сезоне семья открывает в деревне эко-отель!
  • "Последний Богатырь. Наследие" – сериал, действие которого разворачивается спустя 20 лет после событий кинотрилогии "Последний богатырь", с хорошо знакомыми и любимыми сказочными персонажами.
  • "Все ОК" – история гида-переводчика Ильи, которому приходится взять на себя заботу о младших сестрах после смерти матери. Интроверту, привыкшему к холостяцкой жизни, приходится пересмотреть свои отношения с окружающим миром и наконец повзрослеть.

В 2025 году ИРИ продолжит поддерживать проекты о ценности семьи. Среди премьер заявлены: сериалы "Ландыши", "Любопытная Варвара-2", "Между нами химия" и многие другие.

Еще одно значимое направление – поддержка научного контента. За два года (2022-2024) в рамках Десятилетия науки и технологий ИРИ поддержал более 80 проектов о науке, которые собрали 533 млн просмотров.

Игра "Смута" - перспективный российский геймдев

Историческую приключенческую игру "Смута" о Смутном времени в начале апреля 2024 года презентовали в Нижегородском кремле, тогда же открыли ее продажи.

На презентации губернатор Нижегородской области Глеб Никитин назвал происходящее эпохальным событием. Особо его впечатлила кинематографическая и фотографическая точность событий, разворачивающихся в игре.

Как раз Нижний Новгород сыграл важнейшую роль в событиях того времени - здесь Минин и Пожарский собрали второе ополчение, изгнавшее польских интервентов из Москвы.

Разработка проекта ведется с 2022 года компанией "Сайберия Нова" при поддержке Института развития интернета (АНО "ИРИ"). Полное прохождение игры займет около 40 часов, а главной обучающей составляющей будет кодекс - встроенная пополняемая историческая энциклопедия, где будут аккумулироваться знания, собранные игроком.

С апреля по ноябрь 2024 года студия "Сайберия нова" достигла отметки в 1 млн скачиваний игры "Смута" и ее учебных приложений на VK Play и официальном сайте.

"Миллион скачиваний - это одно из основных условий при предоставлении государственного финансирования для разработки "Смуты". Сегодня мы перешагнули эту отметку и выполнили непростую, но важную задачу", - сообщил гендиректор компании "Сайберия нова" Алексей Копцев.

Сейчас создатели "Смуты" думают над расширением серии образовательных приложений и продолжением сюжетной линии самой игры.

"Очень значимое количество скачиваний в общем объеме привлекли обучающие модули, которые дали игрокам возможность оценить архитектуру древнерусских городов, узнать быт и обычаи той эпохи. Кроме того, в начале ноября миллионы людей в разных городах увидели Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского из игры на медиафасадах в честь Дня народного единства ", - рассказал заместитель генерального директора ИРИ Андрей Воронков.

После обновлений "Сайберия нова" предоставила возможность поиграть в "Смуту" бесплатно в более чем 1,5 тыс. компьютерных клубах России. Сегодня к игровой вселенной присоединились и страны ближнего зарубежья - Азербайджан, Республика Беларусь и Казахстан.

В ТОП-3 самых популярных игр 2024 года, поддержанных ИРИ, вошли: "Академики Веселых Игр" (1,7 млн), "Фиксики: Космическая история!" (1 млн); "Смута" (1 млн).

В 2024 году на поддержку игровой индустрии были распределены 1,57 млрд рублей, в 2025 году инвестиции в сферу могут составить до 2 млрд рублей.