Страны "Большой семерки" и Европейского союза активно ищут альтернативных поставщиков после введения ценового эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты, перевозимые по морю. Заместить поставки из РФ может топливо из Китая, пишет Bloomberg.
Как утверждают аналитики Vortexa Ltd., в 2022 году страны Евросоюза ввезли порядка 220 млн баррелей дизельного топлива из РФ. Полностью нивелировать потери от эмбарго на российские энергоресурсы непросто, но возможно. Например, в 2021 году не менее 50% всех морских перевозок в ЕС и Великобританию приходилось на Москву, однако за год доля снизилась приблизительно до 40%, в том числе вследствие расширения импорта из Саудовской Аравии и Индии.
По данным Bloomberg, альтернативным источником поставок энергоресурсов в ЕС и Великобританию могут стать государства Ближнего Востока и Персидского залива, а также Соединенные Штаты. Наиболее важным и перспективным поставщиком топлива на мировые рынки, однако, может оказаться Китай.
Непосредственно в страны Европы ввозится только некоторая часть дизеля из КНР, однако рост поставок серьезно влияет на ситуацию. Благодаря потенциальному увеличению российского экспорта в Африку и Латинскую Америку, на рынке высвобождаются объемы топлива у других стран, в том числе Китая, которые потенциально могут быть проданы государствам ЕС.
Авторы Bloomberg подчеркивают, что отгрузка дизеля из КНР в декабре 2022-го достигла самого высокого уровня за 6 лет. Квота на экспорт топлива из Китая на текущий год возросла практически на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. Директор по исследованиям Wood Mackenzie Ltd. Марк Уильямс оценил гипотетический объем экспорта дизельного топлива из Китая в первых двух кварталах от 400 тыс. до 600 тыс. барр. в день. Число примерно совпадает с тем, сколько Евросоюз и Великобритания могут потерять из-за эмбарго на российские морские поставки.
Источник Bloomberg из числа европейских чиновников говорил, что страны "Большой семерки" могут установить сразу два "потолка" цен на нефтепродукты из России. Одна планка будет относиться к нефтепродуктам, продающимся с премией, другая – к тем, что с дисконтом. Ограничения коснутся дизельного топлива и керосина.
Экспорт нефти из России сократился в декабре на 22% - до 2,5 млн баррелей - на фоне введения нефтяных санкций против страны. За рамками ограничительных мер осталась "небольшая группа покупателей российской нефти", в том числе Китай, Турция, Болгария и Индия. Последняя при этом готова поддержать потолок цен на российское топливо. Это может произойти, если цена сырья превысит $60 за баррель.