Мнение

Ударная десятилетка: какую базу Россия создала для экономического рывка

Ударная десятилетка: какую базу Россия создала для экономического рывка

В экономике Россия рывок пока не совершила, но подготовку к нему начала. Десятилетку можно назвать ударной. С 2009 до 2019 произошло много важных и заметных событий, которые дадут эффект в будущем. Были закончены большие стройки и долгожданные проекты. Итог экономического десятилетия подводит Дмитрий Лекух, вспоминая все, что Россия записала себе в актив.

Если судить исключительно по разговорам и по уровню постановки задач, то нынешними темпами экономического развития страны никто особенно не доволен. Включая и руководство страны, которое не устает об этом напоминать: совсем недавно, к примеру, на череде предновогодних совещаний об этом в очередной раз говорил президент. И это, в общем, справедливо, вот только дело тут отнюдь не в какой-либо нерасторопности властей: из существующей на сегодняшний момент времени в нашей стране экономической модели развития и так выжимается почти все возможное. А для решения поставленных президентом задач нужно переходить к "экономике рывка". Но как этот переход исполнить, применительно к текущей модели управления экономическими процессами, сказать пока сложно. Справедливости ради, одна из главных задач — подготовка своеобразной "базы" для подобного рода рывка — решается довольно системно. Тут успехи очевидны, и это глупо не признавать. Работы было проделано много, о ней не стыдно и доложить.

Посмотрим по отраслям и начнем с главного: как-то незаметно получилось, но отечественная промышленность работает уже не на советских основных фондах. Около 75% мощностей в обрабатывающих производствах были введены после 2000 года — это просто холодная официальная статистика.

А теперь о вечном вопросе: "что будет, когда в России закончится нефть и газ", который так всегда беспокоит как наших искренних доброжелателей, преимущественно в странах Восточной Европы, так и ведущих экспертов из СМИ. Текущие тренды геологоразведки уверенно демонстрируют, что в ближайшие десятилетия этим вопросом лучше вообще не заморачиваться. За 2009-2018 годы открыты 529 месторождений углеводородов, а прирост извлекаемых запасов нефти и газоконденсата за 2008-2018 годы составил почти 7 млрд тонн, газа — свыше 7,3 млрд. кубометров. Более того, мы еще, как известно, не просто не "гоним безрассудно народное добро на продажу", а напротив, прилично сдерживаем себя, в том числе и благодаря формуле ОПЕК+.

Тем не менее в средствах доставки мы себя как-то особо не ограничиваем: тут рассмотрим исключительно "газовый вектор", особенно острый в связи с усиливающейся международной конкуренцией. Не так давно Путин с Си Цзиньпином открывали трубопровод "Сила Сибири", в первой декаде января российский президент едет в Турцию со своим турецким коллегой открывать "Турецкий поток". Ну да, ввод "Северного потока – 2", встретившего экстраординарное сопротивление, очевидно задерживается. Но в том, что он будет рано или поздно (скорее первое) запущен, не сомневается, наверное, никто.

Может, даже еще более важным выглядит тот факт, что за последнее десятилетие Россия "по-взрослому" вышла на не привычный для нее рынок сжиженного природного газа: открытие СПГ заводов на Сахалине мощностью 10 млн. тонн (проект "Сахалин-2") и на Ямале мощностью 16,5 млн. тонн (проект "Ямал-СПГ") говорят сами за себя. Особенно Ямал, который уже в самые ближайшие годы намерен увеличить производство СПГ настолько, что ему становится остро необходим "восточный маршрут" Северного морского пути в круглогодичном режиме. Вот и строятся в славном Санкт-Петербурге три новеньких атомных ледокола нового поколения мощностью 60 МВт — "Арктика", "Сибирь", "Урал". До 2023 года все они должны войти в состав Арктического флота России: "Арктика" — в 2020 г, "Сибирь" и "Урал" — в 2021 и 2022 гг. соответственно. Ну, а в самых ближайших планах — строительство на дальневосточных верфях головного и двух серийных атомных ледоколов проекта "Лидер" мощностью 120 МВт, которые смогут прокладывать путь шириной 50 м во льдах толщиной до 4 м. Это уже вполне объективно сделает Северный морской путь судоходным для крупнотоннажных судов круглый год, несмотря ни на какие климатические обстоятельства.

Да и другие вложения в транспортную инфраструктуру, мягко говоря, впечатляют. К примеру, мощности морских портов в нашей стране с 2009 года по настоящее время увеличились более чем на 400 млн. тонн (с 691 млн. до 1 миллиарда 104 миллионов тонн). Для сравнения, суммарная мощность всех советских морских портов не превышала 600 миллионов тонн, а ведь большинство из них находилось на территориях, не входящих на сегодняшний день в состав Российской Федерации. Да, некоторые, конечно, уже вернулись, но Крым — это отдельный вопрос.

Только одна перевалка в Усть-Луге составляет 133 млн. тонн в год, причем уже сейчас ведутся разговоры о необходимости дальнейшего расширения мощностей: "китайский транзит" только-только начинает работать. Мы и здесь находимся в начале сложного, но весьма перспективного пути.

Теперь, кстати, пару слов про Крым. Точнее про Крымский мост, железнодорожную часть которого только что с гордостью запустили. Это был важный и знаковый, но далеко не единственный за последнее десятилетие проект подобного рода. За 10 лет (с 1 января 2010 г.) протяжённость автодорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, возросла с 39,6% до 82,8% (к 1 января 2019 г.). Напомню про строительство, допустим, мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный в городе Владивосток или открытую не далее чем в ноябре 2019-го скоростную трассу М-11 "Москва – Санкт-Петербург". А также про недавно открытый первый мост через Амур в КНР, целый ряд новых и модернизированных аэропортов и глубоко модернизированную инфраструктуру железнодорожного транспорта (открыто 34 железнодорожных вокзала, из них 12 – вновь построенные) и новую, в рекордные сроки введенную в эксплуатацию железнодорожную ветку через Миллерово, в обход традиционного украинского транспортно-логистического узла. 

Что касается ВПК, атомной генерации или сельского хозяйства, то там все настолько очевидно, что даже не хочется повторяться. Довольно сказать, что в сельском хозяйстве рост производства продукции за 10 лет составил 41,6%, по экспорту зерновых мы стали мировым лидером, а доля отечественной продукции в общей продуктовой корзине россиян выглядит просто неприлично "патриотичной": по зерну — 99,7%; по маслу растительному — 82,3%; по сахару — 95,5%; по рыбной продукции — 82,2%; по мясу и мясопродуктам – 92,6%. Короче, импортозамещение, над которым отдельные экономисты отчего-то смеялись, как оно есть.

Что же касается ВПК, то "Авангард", "Калибры", новые подводные лодки, "Кинжалы" и прочий гиперзвук уже на слуху. Первый серийный самолет пятого поколения Су-57 уже готовят к передаче армии России. Серийная поставка 74 новейших истребителей будет проходить в два этапа.

Теперь к авиастроению гражданскому. На Иркутском авиационном заводе началось строительство опытного самолета МС-21-300 с российским двигателем ПД-14. Летные испытания начнутся уже в этом году. Там была задержка, связанная с "технологическими санкциями" по композитному крылу, так вот, в рамках программы импортозамещения предприятия ОАК совместно с предприятиями "Росатома" разработали российские композиционные материалы для крыла самолета. Теперь ограничений нет. А в рамках твердых контрактов уже сейчас заказано 175 самолетов МС-21-300. По твердым заказам получены авансовые платежи. В числе первых эксплуатантов — авиакомпания "Аэрофлот".

Заметны перемены и "на земле": увы, пока не по уровню, но хотя бы по качеству жизни. Здесь я не буду в очередной раз хвалить ставшие едва ли не культовыми МФЦ: в России, с ее извечной бюрократической волокитой, такого счастья, по идее, не должно было случиться вот вообще никогда. Но и ведь российский портал госуслуг — один из самых посещаемых в мире государственных сайтов. За 2019-й прошло 50 млн платежей и 30 млрд транзакций в системе межведомственного электронного взаимодействия. Стало ли кому от этого легче "по уровню жизни", Бог его знает. Но вот по качеству и комфорту — это наверняка.

Произошла настоящая революция в телевидении, особенно в регионах. В результате проведенной цифровизации все граждане России сегодня имеют возможность принимать 20 бесплатных телевизионных каналов. 98,4% населения — при помощи эфирного сигнала, остальные — посредством спутникового ТВ. Стремительно развивается и давно стал повсеместно доступным интернет.

Словом, база в экономику и инфраструктуру заложена весьма основательная. Я еще о многом не упомянул, просто не позволяет формат статьи. Но другое дело, что "база" — это еще не тот самый, остро необходимый отечественной экономике системный прорыв — от нового технологического уклада до радикального повышения уровня доходов населения (другого способа быстро разгонять сектор масс-маркета наука экономика пока просто не придумала). А без подобного "прорыва" нашей стране, к сожалению, не выжить. Новый десятилетний цикл будет для нас тут во всех смыслах определяющим и очень непростым, во всех возможных смыслах этого слова. Но база наработана нормальная.