Несколько дней назад было объявлено, что в России будет возобновлено производство крупнейшего в мире реактивного самолета-амфибии А-40 "Альбатрос". Разработка этого самолета началась еще в перестроечном СССР. Однако успели сделать всего два опытных экземпляра, серийное производство машины так и не началось из-за распада страны и отсутствия средств на дорогостоящий проект. "Альбатрос" стал не единственной советской разработкой, которую решили возродить много лет спустя. Евгений Антонюк вспоминает 7 советских проектов, которые решили воскресить в современной России.
Ту-160
Крупнейший в мире бомбардировщик-ракетоносец, установивший ряд мировых рекордов (например, по дальности полета). Разработка самолета началась еще в первые годы брежневской эпохи. Советский бомбардировщик должен был стать ответом на новейший американский стратегический бомбардировщик В-1.
Разработка самолета продлилась более десяти лет. Первый полет нового бомбардировщика состоялся только в декабре 1981 года. А на вооружение советских ВВС первые машины поступили только в 1987 году. Характерной особенностью самолета была его взлетная масса, делавшая его самым тяжелым боевым самолетом в мире. Ту-160 мог нести как стратегические крылатые ракеты, так и бомбы.
К моменту распада Советского Союза было построено 19 самолетов. Часть из них оказалась на территории Украины и позднее была передана в обмен на списание газовых долгов. В связи с прекращением полетов стратегической дальней авиации и тяжелым экономическим положением производство бомбардировщиков было прекращено в 90-е годы.
В начале нулевых имевшиеся на вооружении ВВС Ту-160 прошли модернизацию. В 2015 году решено было восстановить производство модернизированных бомбардировщиков. Ожидается, что серийное производство Ту-160 начнется в 2023 году.
Ил-96
Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер. Разработка самолета началась в конце 70-х годов в ответ на появление новых дальнемагистральных пассажирских Boeing.
Ил-96 был весьма неплох, но ему банально не повезло со временем появления. Первый полет лайнер совершил в 1988 году, а его серийное производство должно было начаться в начале 90-х годов. Однако к этому моменту в стране произошли значительные изменения политического, экономического и географического характера. К 1992 году, когда в Воронеже стартовало производство, самолет был уже не нужен. Государство не имело денег на госзаказы, а авиакомпании — на приобретение новых самолетов без развитой службы сервиса.
В результате самолет оказался не востребован. За все время было произведено всего 30 экземпляров. Часть самолетов поступила в распоряжение "Аэрофлота" (были выведены из состава в 2013 году), еще несколько ушли в более мелкие авиакомпании, в настоящее время уже не существующие.
Кроме того, несколько машин было приобретено "Кубаной" (кубинский национальный авиаперевозчик), где они эксплуатируются до сих пор. Ил-96 — президентский самолет начиная с 90-х годов. Однако тот факт, что российские лидеры предпочитали летать именно на Ил-96, никак не помог судьбе самолета. В 2009 году было официально объявлено об окончательном прекращении производства лайнеров.
Однако в 2015 году производство Ил-96, подвергшегося глубокой модернизации, воскресили. Сборка первого экземпляра началась в 2018 году. Ожидается, что первый новый старый самолет будет презентован в конце 2019 года.
Ил-114
Еще один самолет, появившийся в период распада СССР и по этой причине пролетевший мимо рынка. Самолет разрабатывался с начала 80-х годов для региональной авиации. По этой причине одним из требований к нему была его способность взлетать с грунтовых ВПП. Ожидалось, что он заменит в качестве главного регионального самолета СССР морально устаревшие Як-40 и Ту-134.
Главной проблемой Ил-114 стало то, что он появился не вовремя. Первый полет машины состоялся только в 1990 году. Основные мощности по производству Ила были созданы в Ташкенте. Но после распада СССР Узбекистан стал независимой страной. Отсутствие средств, а также заинтересованных покупателей привело к проблемам с сертификацией, которая затянулась почти на 10 лет.
К тому моменту, как в Ташкенте наконец были готовы развернуть серийное производство, времена изменились. Авиакомпаниям было гораздо проще приобрести надежных конкурентов, таких как ATR или Bombardier, имевших налаженную сервисную сеть, чем рисковать с самолетом, который имел неясные перспективы.
В итоге серийное производства нового Ила так и не началось. Несколько самолетов были собраны по индивидуальным заказам и использовались в чартерных перевозках. Еще 6 курсировали на пассажирских перевозках в пределах Узбекистана. В 2018 году Uzbekistan airways — единственная компания, эксплуатирующая самолеты Ил-114, — приняла решение отказаться от них.
Но к этому моменту в России уже возникла идея возобновления производства. Впервые она была высказана в 2014 году и вызвала жаркие споры среди экспертов. Многие считали, что производство даже модернизированных Ил-114 окажется пустой тратой значительных средств, поскольку турбовинтовые самолеты мало востребованы на российском авиарынке. В 2014 году Минпромторг сделал заявление о нецелесообразности возобновления производства.
Однако в 2017 году все же было принято решение воскресить проект. Самолеты хотят собирать в Луховицах и Воронеже. Ожидается, что сборка первого опытного экземпляра будет закончена в 2019 году, а серийное производство начнется не ранее 2021 года.
Ми-14
Многоцелевой вертолет-амфибия, способный садиться и взлетать с водной поверхности. Разработка вертолета началась в 60-е годы. Первый полет машина совершила в 1967 году. В зависимости от модификаций Ми-14 использовался как противолодочный (эта модификация и была основной целью разработки), спасательный или тральщик.
Вертолет состоял на вооружении ВМФ СССР с 1975 года. Ми-14 активно использовался не только в СССР, но и шел на экспорт во все страны социалистического лагеря в период Холодной войны. В девяти государствах вертолеты все еще активно эксплуатируются.
Производство Ми-14 было прекращено еще в 1986 году. Противолодочные модификации Ми-14 были сняты с вооружения в 1996 году. Спасательные вертолеты дожили до 2004 года.
Однако в 2015 году на волне импортозамещения было объявлено, что производство модернизированных вертолетов-амфибий будет возобновлено. В настоящее время ожидается поступление нескольких модернизированных Ми-14 в ВМФ РФ. Точные сроки начала серийного производства пока не определены.
"Зенит"
"Зенит" был одним из самых массовых и популярных советских фотоаппаратов. За полвека его производства было выпущено несколько десятков миллионов различных моделей и даже установлен мировой рекорд. "Зенит-Е" тиражом свыше 8 миллионов экземпляров стал самым массовым в мире однообъективным зеркальным фотоаппаратом. Продукция Красногорского завода продавалась не только в СССР, но была востребована и за границей.
Однако появления заграничных конкурентов, наводнивших просторы бывшего Советского Союза с начала 90-х годов, советский рекордсмен не выдержал. Последним фотоаппаратом стал "Зенит-КМ", производство которого началось в 2001 году, а завершилось в 2005 году в связи с прекращением производства пленочных аппаратов.
В 2018 году было объявлено о возрождении легендарной марки. Первой ласточкой стал "Зенит-М", созданный в сотрудничестве с "Leica". Летом 2019 года стартовали продажи нового аппарата. Пока речь идет о лимитированной серии, которая была целиком распродана по предзаказу.
"Комета"
Один из первых советских пассажирских теплоходов на подводных крыльях. В отличие от чуть более знаменитой "Ракеты", предназначенной для перевозок по рекам, "Комета" была разработана в качестве перевозчика в прибрежных морских зонах. Производился в СССР с 1962 года на двух заводах: в крымской Феодосии и грузинском Поти. Всего было построено свыше ста судов, почти треть из которых пошла на экспорт.
В Крыму производство кораблей прекратилось еще в начале 80-х годов. В Грузинской ССР "Кометы" строились вплоть до распада СССР. Более чем через 20 лет, в 2013 году, на мощностях Рыбинского судостроительного завода решено было восстановить производство "Кометы".
В том же году был заложен первый корабль нового поколения "Комета-120М", спущенный на воду осенью 2017 года. С 2018 года этот корабль выполняет регулярные рейсы между Севастополем и Ялтой. В настоящее время продолжается строительство еще двух аналогичных кораблей.
"Зубр"
Десантный корабль, ставший рекордсменом как самый большой на воздушной подушке. Способен перевозить на борту три танка, либо до 10 бронетранспортеров или БМП. Либо, при отсутствии техники, до 500 десантников. Высадка возможна даже на необорудованный берег.
Разработка корабля началась в конце 70-х годов. Первый опытный экземпляр был построен в 1986 году и два года спустя поступил на вооружение ВМФ СССР. Суда производились в Ленинграде и Феодосии.
После распада СССР и раздела Черноморского флота имевшиеся "Зубры" в количестве 8 штук были поделены между Россией и Украиной. Часть судов была продана Китаю и Греции, недостроенные утилизировали. Производство кораблей в обеих странах прекратилось (два экземпляра было построено на Украине по заказу Китая).
В 2014 году в СМИ появилась информация о намерении восстановить в России производство уникальных десантных судов. Однако возобновление оказалось не таким быстрым процессом из-за того, что серийное производство необходимых кораблю газотурбинных двигателей не было налажено. Ожидается, что закладка первых кораблей состоится в 2019-2021 годах.