Мнение

Почему смертность от коронавируса в России оказалась много ниже других стран

Почему смертность от коронавируса в России оказалась много ниже других стран

С 12 мая Россия постепенно начнет возвращаться к привычной жизни. Президент Путин объявил о конце нерабочих дней, объявленных из-за пандемии, и наделил глав регионов правом самим решать, когда снимать ограничения – с учетом ситуации и мнения врачей. Количество выявляемых случаев увеличивается вместе с количеством тестов, но почти половина — бессимптомные. Ирина Фиш подводит промежуточные итоги борьбы России с пандемией. 

COVID-19 — болезнь с неизвестным механизмом воздействия на организм и с неизвестными последствиями. Ни лекарств, ни вакцины против него пока что нет.

Даже по прошествии 4-х месяцев полной ясности нет. Поэтому и идет такой разнобой — каждый день появляются новые статьи, опровергаются старые факты, придумываются новые теории, а информация пополняется новыми наблюдениями и исследованиями вирусологов, иммунологов, эпидемиологов, врачей.

Человечество расслабилось за последние 100 лет, когда не случалось подобных массовых болезней, охватывающих всю планету. И вот тут-то и выяснились некоторые интересные факты. Оказывается, что страны не готовы к подобному развитию событий — бронепоезда на запасном пути для борьбы с пандемиями ни у кого не обнаружилось. Несмотря на смешные исследования и отчеты, которые регулярно проводятся различными мировыми институтами. Например, в октябре 2019 года был опубликован отчет по комплексной оценке безопасности здравоохранения 195 стран — Глобальный индекс безопасности здоровья. Готовность стран исследовали по следующим показателям: предупреждение инфекции, обнаружение угрозы, быстрое реагирование, готовность системы здравоохранения, соблюдение международных правил и риск для окружающей среды. Так вот, США по степени готовности к пандемии были на первом месте, Великобритания — на втором. Италия на 31-м месте, а вот Россия, по мнению составителей, была готова плохо — 63-е место мы делим с Угандой. Китай, уже практически победивший коронавирус, — на 51-м месте. 

А это карта самых эффективных стран мира в плане здравоохранения по исследованию агентства "Блумберг". Россия тут на одном из самых низких уровней. Лидеры — Канада, Италия, Испания, Япония, Тайвань.

Вот так оценивали готовность систем здравоохранения стран мира за 2 месяца до прихода пандемии. События января-апреля этого года показали всю "правдивость" подобных победных реляций самых цивилизованных стран мира.

А в России изобретать велосипед не стали — пошли старым, разработанным еще в советское время путем Заболотного и Семашко, заложивших основы санитарно-эпидемиологической службы нашей страны еще в далекие 20-30-е годы прошлого века. Используются все разработанные противоэпидемиологические мероприятия, начиная с создания штабов, подготовки производств и больниц, подготовки медперсонала до конкретных инструкций для первичного звена.

Это учебник для медицинских вузов, соответственно, все врачи нашей страны проходят обучение для того, чтобы быть готовыми к таким ситуациям. Наверное, в других странах тоже разработаны подобные комплексы мер. Но в случае нынешней пандемии почему-то они не применялись. Возможно, это связано с недооценкой ситуации и возможных последствий.

Именно благодаря подобной методике (выявление больного, диагностика (тестирование), изоляция, лечение больного, дезинфекция, выявление контактов заболевшего, их изоляция, постоянное медицинское наблюдение и тестирование) дало возможность выиграть время, чтобы в случае массового заражения наша система была готова к таким вызовам.

Подход с самого начала был системный и находился под контролем Роспотребнадзора, который уже со 2 февраля начал публиковать ежедневные сводки о развитии ситуации, где указывалось количество выявленных больных, количество обследованных, изолированных, людей на обсервации, количество проведенных тестов и людей под наблюдением.

31 января были закрыты границы с Китаем, а прибывших оттуда и из Южной Кореи принимал отдельный терминал в Шереметьево. Позже, с 1 марта, туда же прилетали самолеты из других стран, наиболее неблагополучных по COVID-19. Были максимально ограничены массовые мероприятия, а с середины марта введен режим самоизоляции. К концу января уже были разработаны отечественные тесты.

Новая инфекционная больница в Новой Москве | Фото: пресс-служба мэра Москвы 1/5
Новая инфекционная больница в Новой Москве | Фото: пресс-служба мэра Москвы 2/5
Новая инфекционная больница в Новой Москве | Фото: пресс-служба мэра Москвы 3/5
Новая инфекционная больница в Новой Москве | Фото: пресс-служба мэра Москвы 4/5
Новая инфекционная больница в Новой Москве | Фото: пресс-служба мэра Москвы 5/5

И практически сразу начали готовить нашу систему здравоохранения на случай выявления больных с этим заболеванием — совершенствовались и производились тесты, защитные костюмы, маски разной степени защиты, переоборудовались стационары, открывались инфекционные койки, наладили дополнительный выпуск ИВЛ, начали строить инфекционные стационары. Тогда, в марте, вся страна удивлялась: зачем это нужно, ведь количество больных исчислялась десятками и сотнями в сутки, к чему это 95 000 инфекционных коек? Но то, что мы не очень понимали, хорошо знали те, кто занимался подготовкой страны. Мы же даже представить не могли, что количество выявленных в сутки может достичь 10-11 тысяч. К 28 апреля было развернуто 116 000 инфекционных коек по всей стране — как перепрофилированных, так и во вновь построенных больницах.

К 30 апреля построили 6 военных госпиталей в Подмосковье, Смоленске, Ростове-на-Дону, Волгограде, Новосибирске и Оренбурге. Остальные 10 построят к 15 мая — в Ленинградской области, Смоленске, Калининграде, Ростове-на-Дону, Севастополе, Омске, Петропавловске-Камчатском и Хабаровске, Улан-Удэ и Уссурийске. 20 апреля новая больница в Вороновском на 800 койкомест, с возможностью расширения до 900 и трансформацией каждой койки в реанимационную, начала принимать пациентов. 

Больница в Вороновском. Фото: ТАСС

Строятся временные госпитали, которые состоят из палатных модулей, оборудованных кислородом, индивидуальным освещением, кнопкой вызова медсестры, видеокамерой. Один из крупнейших выставочных павильонов — 53 тысячи квадратных метров — переоборудуют во временный госпиталь на 1799 коек. Два приемных отделения, смотровые боксы, три врачебные зоны, столовая. Здесь же будет развернута и лаборатория, где смогут исследовать до полутора тысяч проб в сутки. 

Тестов уже к 16 марта производили до 100 000 в сутки. Открылись производства СИЗ и масок. Сейчас среди всех выявленных 40-44% не имеют симптомов болезни. А кроме того, у нас в стране обследуют всех заболевших пневмониями и ОРЗ. Такую работу не проводили и не проводят ни в США, ни в Италии, ни в Испании. А в Южной Корее именно подобная тактика была взята за основу. Там ее назвали 3Т или ТТТ:

  • Trace — отследить потенциального больного, выявить все его возможные контакты с другими людьми;
  • Test — взять у "подозреваемых" анализы и быстро получить результат;
  • Treat — излечить.

Скорее всего, и в странах Восточной Европы, помимо стандартных карантинных мероприятий, проводятся аналогичные мероприятия, поэтому там заболеваемость и смертность не такие высокие, как в Западной. 

Такая тактика позволяет не только замедлить распространение инфекции, но и выявлять заболевание на ранних стадиях и принимать меры, чтобы не развивались грозные и серьезные осложнения, которые приводят к смерти.

Россия в короткие сроки смогла мобилизовать свои ресурсы и к моменту полномасштабного прихода эпидемии подготовить и обзавестись всем необходимым. Результат — сохраненные жизни наших граждан. Для сравнения, коэффициент смертности в России (на утро 12 мая) — 14 на миллион населения. В Бельгии — 751, в Испании — 572, в Великобритании — 508, в Швеции — 322 на миллион населения стран, в Германии — 91, в Израиле — 30. По этому показателю Россия находится на 67-м месте в мире. Конечно, заболеваемость у нас в стране ниже, чем в перечисленных странах, но не критично. Результат — не перегруженная медицинская система.

Конечно, наша система здравоохранения — не лучшая в мире, и врачей, возможно, медицинские вузы готовят не идеальных, да и сама профессия, наверное, не самая престижная в стране. В Европе и США мест в университетах не так много, готовят специалистов там дольше, и, возможно, лучше. Но там медицина достаточно узкоспециализированная, дорогая и направлена на решение сиюминутных задач. Иными словами, там нет запаса прочности на случай таких кризисных ситуаций. В нашей стране ситуация другая: у нас есть постоянная готовность на подобные случаи, давно разработанные стратегия и тактика, специалисты, которые вполне могут переквалифицироваться для работы в очагах инфекции, благо, базовые знания медицинские вузы дают. Да и сама страна за последние годы прошла много кризисов, расслабляться нам не приходится. Кстати, в этом же секрет Японии — страны, где случаются регулярные катаклизмы. Там тоже система гибко и быстро может настроиться на любые катастрофичные ситуации.

Кроме того, наши специалисты не стесняются учиться у своих коллег из разных стран. Они работают в очагах с самой высокой заболеваемостью и смертностью — российские военные врачи были направлены в Бергамо. И там они не только делились опытом работы, но и брали на вооружение новые разработки итальянских врачей, протоколы и методы лечения, а главное, разбирались в ошибках, допущенных итальянцами, чтобы избежать их у себя дома.

Представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович заявила, что Россия "добилась достаточной отсрочки в распространении эпидемии, чтобы подготовиться и обеспечить потенциально заболевших самым хорошим уходом. Система здравоохранения России готова к борьбе с коронавирусом".