Центробанк опубликовал очередной очет - оценку платежного баланса России за январь-сентябрь 2017 года. Изучив его, СМИ сообщили, что отток капитала увеличился более чем в 2 раза по сравнению с тем же периодом 2016 года. Но многие не указали, с чем это связано, а другие цифры и вовсе проигнорировали. Анна Кокорева внимательно ознакомилась с отчетом ЦБ и объяснила, что значат его показатели и почему они говорят о восстановлении экономики России.
Предварительные данные можно оценить позитивно. Торговый баланс по итогам третьего квартала остается в профиците, хотя стоит отметить, что профицит постепенно сокращается на фоне роста импорта. В третьем квартале 2017 года импорт в РФ составил $63,6 млрд, во втором квартале - $58,5 млрд, а в первом - $48 млрд. Баланс услуг также демонстрирует постепенное увеличение импорта от квартала к кварталу.
О чем это говорит? Рост импорта, на мой взгляд, обусловлен двумя факторами. Первый - это экономическая активность. Экономика страны, что бы кто ни говорил, восстанавливается, промышленное производство растёт, вместе с ним растет спрос на иностранное сырье и технологии. Интересно было бы посмотреть более подробную разбивку, какие конкретно товары и услуги пользуются наибольшей популярностью и востребованы на российском рынке.
Вторая причина - это стабильный валютный курс. Рубль набрался сил, и тех скачков на валютном рынке, что были еще год назад, уже нет. Компании могут прогнозировать свою деятельность и осуществлять закупки, не переживая, что курс сильно изменится. Кроме того, ряд товаров и услуг вновь стал доступным.
Еще стоит обратить внимание на сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом. Этот показатель положительный: по итогам третьего квартала он составил $1,2 млрд, что в два раза меньше, чем во втором квартале, и почти в 20 раз меньше, чем в первом квартале. Это говорит о том, что Россия существенно снизила объемы кредитования других стран, в частности, уменьшив покупки иностранных суверенных облигаций.
А вот занимать мы стали больше. Сальдо финансового счета отрицательное - $9,5 млрд по сравнению с $2,3 млрд во втором квартале 2017 года. Это один из немногих показателей, который выглядит хуже аналогичных данных за 2016 год. Но это не должно удивлять, так как Минфин заявлял о том, что в ближайшие несколько лет планирует не один раз выйти на внешний долговой рынок и увеличить долговую нагрузку страны для покрытия дефицита бюджета. В 2017 году министерство выходило на внешний рынок с размещением евробондов дважды. Собственно говоря, это и отражается в платежном балансе.
Графа "Чистое принятие обязательств" более подробно показывает, кто и в каком объеме брал на себя обязательства. Цифры от квартала к кварталу плавающие, каких-либо сверхъестественных скачков не наблюдается.
Ну и, пожалуй, самое интересное - это графа "Чистое приобретение финансовых активов". В третьем квартале зафиксировано снижение - $3,7 млрд, и многие СМИ уже успели написать о том, что в России вновь фиксируют отток капитала, иностранных инвестиций. Но если более подробно разобраться в деле, то можно увидеть, что это не так. Центробанк фиксирует рост прямых инвестиций с $7,6 млрд во втором квартале 2017 г. до $10,9 млрд в третьем (для сравнения, в 3-м квартале 2016 г. было $1,8 млрд). По факту, интерес к российским активам растет, и это неудивительно. Ведь экономика демонстрирует рост. Даже международные финансовые институты и рейтинговые агентства оценивают дальнейшую динамику экономического роста РФ как положительную.
Но тогда за счет чего же возник отрицательный результат? А возник он из-за банков. Снижение приобретения финансовых активов в третьем квартале зафиксировано именно с их стороны: -$16,3 млрд. Также Центробанк зафиксировал вывоз капитала со стороны банков - как с учетом валютных операций и ликвидности, так и без. СМИ вновь пишут об оттоке капитала из России в размере $21 млрд. Но это не так. Банки осуществляют выплаты по корпоративным долгам, также через них проходят операции по крупным международным сделкам. И рост вывода средств означает всего лишь то, что в данный период либо были выплаты по внешним корпоративным долгам, либо произошли крупные сделки с иностранными партнерами, а возможно, и то, и другое одновременно.
Важно посмотреть на счет операций с капиталом и сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом. Они положительные. 0,1 и 1,2 млрд долларов. Это значит, что оттока капитала нет.
Российская экономика вошла в фазу роста, и подешевевшие некогда активы уже начали дорожать, что привлекает иностранных инвесторов. Несмотря на действующие санкции, отдельные инвесторы, банки и фонды готовы вкладываться в русский бизнес, а также покупать российские долговые ценные бумаги. Примером служит история с легендарным инвестором Марком Мобиусом. Входящие в его группу фонды Templeton вернулись в капитал "Сбербанка" после тотальной распродажи российских активов в 2014 году.
Сегодня Россия - одна из немногих стран, которая может предложить высокую доходность по своим бумагам с минимальными рисками для кредитора, инвестора. Именно поэтому российские евробонды разлетелись, как горячие пирожки, дважды. Разлетелись и ОФЗ для физических лиц. Единственное, что может вызвать сомнение у инвесторов, - это вялость российского фондового рынка. Отчасти это вина самих компаний-эмитентов.
В четвертом квартале 2017 года показатели платежного баланса могут несколько ухудшиться - за счет дальнейшего роста экспорта и пика корпоративных выплат по внешним долгам.