Политика

Сочи: точки расставлены

Сочи: точки расставлены
Закончилась трехсторонняя встреча президентов Российской Федерации, Армении и Азербайджана. Сам факт проведения встречи уже является определенным успехом ее основного инициатора – Владимира Путина, так как еще накануне были мнения на счет того, что она в таком формате вовсе может и не состоится. Разумеется, основные переговоры шли за закрытыми дверьми. Поэтому комментировать их можно только по той скупой информации, которая имеется на открытом доступе, и, еще по некоторым косвенным признакам.

Напомним, что буквально перед встречей в Сочи ситуация на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских вооруженных сил была накалена до максимума. Это давало повод некоторым наблюдателям выразить тревогу по тому, что война может возобновиться.Азербайджанская сторона использовала эту ситуацию для раздувания военного психоза в стране. Разного ранга политики, депутаты, эксперты и журналисты открыто призывали руководство государства немедленно начать войну для восстановления территориальной целостности страны. Не вдаваясь в подробности таких призывов и «аналитических» комментарий, отметим некоторые особенности информационной войны азербайджанских СМИ перед Сочинской встречей. Ранее мы неоднократно отмечали, что большинство публикаций бакинских СМИ не имеют «выхода» на зарубежное информационное поле, так как в основном авторы в них стараются убеждать самих себя и собственного населения в силу и мощь азербайджанского государства, и мудрость его политического руководства. Мы ранее отмечали и то, что оппозиционные силы и так называемые независимые эксперты страны «могут» позволить себе критику нынешнего режима в области внутренней политики правительства. Что касается внешней политики, то между ними и правительством в основном споры ведутся по поводу пресловутого «выбора пути», которого за все годы независимости это государство так и не смог определить для себя. Оппозиция и работающие на западные гранты НПО призывают правительство окончательно заявить об интеграции Азербайджана к Западу. Представители властей, особенно за последние месяцы, — на фоне усилившегося давления Запада на правительство, особенно в области соблюдения прав человека, — выступают с резкими заявлениями в адрес последнего, видимо, понимая, что стоит за его стараниями по «демократизацию» общественно-политической жизни в стране. Например, депутат парламента Асим Моллазаде в своем недавнем интервью правительственному порталу 1news.az утверждает, что «позиция западных стран во главе с США в отношении армяно-азербайджанского конфликта вкупе с подходом международных организаций к этой серьезной проблеме является открытым проявлением политики двойных стандартов и несправедливости. Политическая независимость нашей страны вынуждает определенные силы, которые обеспокоены дипломатическими успехами Азербайджана, искать конкретные механизмы давления на Азербайджан, особенно в вопросах прав и свобод человека».

Но это не мешает многим в Баку раздувать русофобские настроения в обществе. Так, в бакинских СМИ с каждым днем усиливается враждебная пропаганда против России, и ее лидера. Отметим, что в подавляющем большинстве публикаций на тему последнего обострения на фронте их авторы в открытую обвиняют Россию и лично Путина.

Внимательно наблюдая за публикациями бакинских СМИ накануне Сочинской встречей, создавалось ощущение, что главная цель их авторов в этот раз состоялась в том, чтобы работать уже на внешнюю, точнее, российскую аудиторию. То есть, они из кожи вон вылезли, чтобы по мере возможности оказать давление на российское руководство, и заставить его сыграть в пользу Азербайджана (мол, если не решите проблему, то мы можем начинать войну!). Уверен, такую же цель преследовала пиар-акция под названием «сбор подписей» желающих отправиться в Карабах в случае возобновления войны, в ходе которого, как было заявлено, было собрано аж 500 подписей, организованной азербайджанским посольством в РФ (?). Что касается самой сути призывов к войне, то их истинность находится под очень большим сомнением, так как, во-первых, вряд ли они отражают общественное мнение в стране, и, во-вторых, в Азербайджане всем и очень хорошо известно, что, как правило, редко кто нибудь из их авторов в случае войны принимает на ней участие. А других призывать воевать, разумеется, проще простого! А теперь о самих переговорах, и о тех косвенных показателях, о которых мы напомнили чуть выше. Первое, что бросалось на первый взгляд, это то, что президент Армении С. Саргсян вел себя в Сочи как «свой», как стратегический партнер, кто приехал на встречу с Путиным, чтобы обсудить самые разные вопросы двухсторонних отношений, и международной повестки. Этим, на наш взгляд, можно объяснить также его желание узнать о тех мерах, которые применяются российским руководством на украинском направлении. Он всем своим видом давал понять, что не испытывает никакое беспокойство по поводу главного вопроса повестки дня встречи – Карабахской проблемы. В отличие от него, президент Азербайджана Ильхам Алиев даже на спортивном мероприятии не смог скрыть свою излишнюю озадаченность, и в некотором смысле, неадекватность. Это свидетельствовало о том, что Путин в ходе двухсторонних переговоров с ним очень озадачил его. Как и предполагали ведущие российские эксперты еще до начала встречи, Сочи должен был стать своеобразном «стартом», «промежуточным» звеном в стратегическом курсе Владимира Путина по разрешению Карабахской проблемы. Так и получилось. Судя по общему настрою российского лидера, в ходе этой встречи им были расставлены точки в основных вопросах. А другие два участника встречи теперь должны всесторонне обдумать предложенные им варианты, чтобы уже на следующей встрече, которую, по всей вероятности, ожидать придется недолго, прийти к подписанию окончательного документа.

Фахраддин Абосзода