Статьи

За кого голосовали: почему партия власти опять победила

За кого голосовали: почему партия власти опять победила

В воскресенье в единый день голосования в России прошло около пяти тысяч выборов разного уровня, в том числе выбирали 26 мэров и губернаторов, а также депутатов 16 заксобраний. В четырех регионах губернаторов в первом туре выбрать не смогли. В Приморском и Хабаровском краях, в Хакасии и во Владимирской области пройдет второй тур. В целом эти выборы, по словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, стали одними из самых спокойных. Их признали конкурентными, поведение партий - цивилизованным, а работу избиркомов - законной и четкой. Но явка в большинстве регионов осталась на уровне 30%. Ирина Фиш анализирует единый день голосования и ищет причины пассивности избирателей. 

Случилось невероятное: "Единая Россия" опять победила почти везде. Казалось бы, власти, начав непопулярные пенсионные изменения, дали все козыри в руки оппозиции. Ан нет. Опять им не повезло с народом страны. Он оказался "апатичным, аполитичным и алогичным". Несмотря на то, что некоторые аналитики прогнозировали провал партии власти и ее кандидатов в руководители некоторых регионов, статистика для оппозиции неутешительна. 

9 сентября прошли выборы в 80-ти регионах страны, в 22 избирали глав через прямые выборы, в 16 – депутатов заксобраний, кроме того, дополнительно еще 7 депутатов Госдумы. Предварительные, а позже и окончательные результаты можно посмотреть на сайте Избиркома. Но и без того очевидно: в подавляющем числе регионов победила партия власти и ее кандидаты. В Москве выиграл Сергей Собянин с предварительным результатом более 70%, в Подмосковье – Андрей Воробьев (более 62,5%), в Самарской области - Дмитрий Азаров (более 73%), в Псковской области  - Михаил Ведерников (более 70%). Губернатором Магаданской области становится Сергей Носов (более 81,5%). Он из "Единой России", как и победивший в Якутии Айсен Николаев (71,5%), а в Амурской области – Василий Орлов.

В Тюменской области победил Александр Моор, лучший мэр России 2016 года по версии Центра информационных коммуникаций "Рейтинг" и Финансового университета при правительстве РФ, тоже из "Единой России". Кстати, в Самарской области также победил бывший мэр. 

В Кемеровской области выборы выиграл назначенный в апреле этого года президентом Путиным врио губернатора Сергей Цивилев - тот самый, который вышел к народу на стихийный митинг после трагедии в "Зимней Вишне" и попросил прощения на коленях. В Красноярском крае был избран назначенный Путиным в апреле Александр Усс, в Алтайском крае - Виктор Томенко, в Новосибирской области - Андрей Травников. Все - путинские назначенцы. 

Ситуация с выборами в заксобрания регионов аналогична: практически везде лидируют единороссы. Конечно, показатели у партии совсем иные, нежели у их представителей. Очень мало где за нее проголосовало более 30%. Видимо, голосуют все-таки за человека. Я тоже ходила на выборы, и проголосовала за врио губернатора, бывшего мэра Самары. И даже не знала, что он представитель "Единой России" - просто это оказалось непринципиальным. На подобных выборах, когда избирают главу региона, люди обычно знают кандидатов по их делам, партийная принадлежность не имеет особого значения. 

У оппозиционных партий результаты неутешительные: в Омской области победил кандидат в губернаторы от "Справедливой России" Александр Бурков, а в Иркутской (33,94% против 27,83% у ЕР) и Ульяновской областях (36,24% против 33,96% у ЕР) "Единая Россия" проиграла КПРФ. И это все победы. 

В Хакасии ожидается второй тур, в первом выигрывал представитель КПРФ Валентин Коновалов (44,81%), у действующего главы региона Виктора Зимина - 32,42% голосов. В Хабаровском крае, Владимирской области и Приморском крае тоже ожидается второй тур. 

В Приморье врио главы региона единоросс Андрей Тарасенко набрал 46,55% голосов, его соперник из КПРФ Андрей Ищенко – 24,63%. 

В Хабаровском крае Вячеслав Шпорт из "Единой России" и депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Фургал набрали приблизительно одинаковое количество голосов – по 36%. Во Владимирской области тоже соперничают кандидат от "Единой России" и ЛДПР: действующий губернатор Светлана Орлова набрала 36,42%, а ее оппонент Владимир Сипягин – 31,19%.

А ведь какая была выигрышная ситуация! Кто только ни собирал подписи против пенсионных изменений! Миллионы, говорят, подписались. Казалось бы, народ должен громко заявить свое "фи", он же "три О", как заявил один представитель несистемной оппозиции: "обобран, обижен, оскорблен", поэтому должен гнать эту власть. Но вышло все наоборот. Люди взяли и опять выбрали ту же партию и ее представителей. Видимо, с теми же "потухшими глазами и опущенными плечами", с какими встретили новость об увеличении возраста выхода на пенсию, пришли на избирательные участки и дружно проголосовали за действующую власть. 

И сейчас оппозиция в сложном положении. Надо ведь как-то объяснить свой провал. И единственное, на что они упирают, - это низкая явка. Мол, люди "проголосовали ногами", они против власти, но не знают, как выразить свой протест, поэтому и не пришли. Однако не все так просто. У меня есть знакомая, она много лет проработала в УИК. По ее словам, большая явка бывает только на выборах федерального уровня. На местные выборы традиционно приходит мало людей. Например, во Владивостоке в прошлом году на выборы в городскую думу пришло всего 12,7% избирателей. 

На предыдущие выборы главы Москвы 8 сентября 2013 года пришло 32,03% избирателей. А в этом году, по данным Мосизбиркома, 30,86%. Разница, согласитесь, несущественная. А ведь 5 лет назад среди кандидатов был Митрохин из "Яблока" и даже Навальный***, а период перед выборами отметился многочисленными митингами протеста и большой активностью несистемной оппозиции. Что не очень помогло их кандидатам. И явку тоже не увеличило.

Почему все-таки люди не ходят на местные выборы? Трудно сказать. Возможно, это признак стабильности общества, когда все более-менее налажено, жизнь течет своим чередом. У нас в городе на такие выборы тоже ходит немного людей. Однако в 2006 году произошло протестное голосование – город очень не хотел, чтобы оставался прежний мэр. И тогда явка была рекордно высокой – 41%. Так что все разговоры о том, что "народ голосует ногами", - правда, но не вся. Эксперты ожидали низкую явку, а глава ЦИК Элла Памфилова еще в пятницу сказала, что явка вряд ли будет высокой. Судя по статистике, явка была не больше и не меньше других выборов подобного уровня.  

Оппозиция ждала протеста, конечно. Видимо, не понимают простой вещи: нынешним гражданам предпенсионного возраста в 1991 году было по 30-35 лет, пенсионерам тогда было 40 и больше, они в полной мере ощутили на себе безработицу, гиперинфляцию, нищету, беспорядки, жуткую криминогенную обстановку, даже войну. И уже тогда были "обобраны, обижены и оскорблены". И давно уже сделали вывод "не голосовать сердцем" и рассчитывать только на себя. Поэтому и к изменениям относятся в основном философски, не поддерживают, но и не протестуют. Да и на выборы не очень охотно ходят. Идут, когда от этого зависит их жизнь и жизнь страны. И искать ответ на вопрос, почему граждане не пришли голосовать, нужно не здесь. Если граждане кому-то не доверяют, разве это проблема людей? И дело вовсе не в апатии и аполитичности. 

Кампания у нас в регионе, например, проходила вяло, агитации, споров, митингов практически не было. Были листовки с просьбами прийти на выборы, были щиты с кандидатами вдоль дорог. И это, пожалуй, все. 

  • * лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
  • ** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга