Статьи

Человек, нарисовавший мир: что связывало Рериха с долларом, ОГПУ, масонами и Тибетом

Человек, нарисовавший мир: что связывало Рериха с долларом, ОГПУ, масонами и Тибетом

145 лет назад в семье нотариуса родился художник, мистик и путешественник Николай Рерих. В историю он войдет не только как автор 7 000 картин, но и как один из самых загадочных людей своего времени. Он был связан с большевиками, масонством, ему приписывали выполнение агентурных заданий ОГПУ, авторство долларового изображения и многое другое. Но самое удивительное в нем было то, что в любое время — военное, тяжелое, смутное — он занимался искусством и заставлял власть заниматься им. Текст Владимир Свержина об этой уникальной способности художника. 

На своей художественной волне

Дела старшего Рериха шли достаточно успешно, и он вполне был вхож в "просвещенное столичное общество". Дом его посещали Менделеев, Костомаров и другие научные светила Санкт-Петербурга. Именно во время посиделок в доме отца у смышленого мальчика зародился интерес к отечественной истории, археологии, а заодно и живописи. Учился он в знаменитой санкт-петербургской гимназии Карла Мая, демонстрируя прекрасные способности в науках и живописи. Надо сказать, что эта гимназия вообще слыла настоящей столичной "кузницей кадров", в ней поколениями учились Римские-Корсаковы, Семеновы-Тян-Шаньские, Бенуа и Рерихи.

После окончания гимназии талантливый юноша оказался на распутье: заняться ли юриспруденцией, как настаивал отец, или же прислушаться к голосу сердца и поступить в императорскую академию художеств. Здесь впервые проявил себя характер Николая Рериха: не желая делать роковой выбор, он поступил в оба эти учебные заведения.

Возможно, побуждаемый рассказами частого гостя в их семье, знаменитого историка Костомарова, молодой студент начал выплескивать на холст собственное, полное волшебного реализма, видение мира. Культура Древней Руси очаровала его, в свободное от учебы время он ездил в археологические экспедиции в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской и Ярославской губерниях. Именно тогда из-под его кисти вышли многие посвященные русской старине картины, в том числе "Гонец", "Идолы" и, ставшая уже хрестоматийной, "Заморские гости".

Николай Рерих

С 1905 г. он всерьез заинтересовался Индией и Китаем. Затерянная в неприступных горах древняя страна Шамбала будоражила его воображение, сулила невероятные открытия.

В отличие от своего учителя, мастера растворенного в пространстве тонкого света Архипа Куинджи, Рерих создал неповторимый образец яркой живописи. Присущий ему радостный колорит открывал зрителю чудесную вселенную, совершенно не похожую на постылую реальность. 

Вокруг в европейском котле все больше и больше закипала адская смесь карамельно-сладкой "прекрасной эпохи" и ядовитой браги "пролетарского гнева". Россия содрогалась в конвульсиях Великой смуты, рядом с которой та, отгремевшая триста лет назад, казалась всего лишь вялой перебранкой между родней. Города лихорадило, на улицах раздавались выстрелы и взрывы, чиновникам (в 1910 году Рерих получил высокий чин статского советника) становится опасно выходить из дома. Однако все это происходило там, за окнами, за плотными шторами — мир Рериха полон красок и залит солнечным светом. 

Между тем в Европе полыхнуло. Но даже начало I Мировой войны прошло мимо Рериха. Ему было не до того. В 1910 году новоявленный статский советник с энергией и жаром занялся сохранением культурного наследия Древней Руси. В 1915-м, подводя итоги пяти лет работы, он обратился к государю-императору с проектом "Положения об охране исторических памятников". Это был серьезный, продуманный документ, в своевременности которого у Рериха не было сомнений. Но отклика не последовало.

В глазах обывателей столь несвоевременная инициатива выглядела нелепо, а у властей так и вовсе могла вызвать лишь нескрываемое раздражение. Но в мире Рериха господствовала совершенно иная логика: сменявшие друг друга поколения в ней были известны лишь тем, какое нетленное культурное наследие они оставили. Осталось лишь вечное чувство, способное пробудить эту память, вернуть в мир людей давным-давно ушедшие цивилизации. Николай Рерих пытался достучаться до сознания тех, кого считал способными воспринять открытую им истину. Но мир лихорадило.

Николай Рерих в молодые годы 1/3
Николай Рерих в молодые годы 2/3
Николай Рерих в молодые годы 3/3

Случайный эмигрант

На фронтах вовсю гремели бои, Россия, истекая кровью, сражалась с тремя империями. Именно в 1915 г. Николай II лично принял командование действующей армией и отправился на фронт, чтобы спасти положение, близкое к военной катастрофе. Но в мире Рериха все это было лишь досадной суетой. И любая иная война ничем не лучше.

В феврале 1917 года в России полыхнуло. В Петрограде начались суматошные брожения и митинговый гвалт, приведшие к падению императорской власти. В радостном угаре имитирующая кипучую деятельность интеллигенция, как всегда желающая перемен, назвала произошедшее Революцией и стала ждать чудес от пресловутого освобождения творческих сил народа.

Николай Рерих

К этому времени Николай Рерих с супругой жил в Сердобле (Сортавала) — небольшом городке близ столицы. В 1915 г. он перенес тяжелую пневмонию, и опасавшиеся за его жизнь врачи рекомендовали художнику перебраться в лесной край с более здоровым климатом. Отсюда со стороны Рерихи настороженно следили за происходящим в столице. Лишь однажды, в январе 1918 года, едва окрепший Рерих выехал в Петроград на собрание преподавателей и представителей учащихся школы Общества поощрения художеств. Его проект реформы учебного заведения был радостно принят, а самому Рериху было предложено возглавить школу. Однако, ссылаясь на слабое здоровье, тот отказался. Желавший обновления России и даже видевший в Ленине нового Будду великий художник с содроганием наблюдал за проявлением воспетой поэтами варварской стихии русского бунта.

Он вернулся в Сортавалу. А в мае 1918 г. отвалившаяся после распада империи Финляндия провела демаркационную линию будущей границы. И Рерихи, никуда не выезжая из дома, оказались в эмиграции.

Началась жизнь вне любимой Родины. Участие в выставках и новые работы помогают Рериху смириться с этим непреложным фактом. Через Швецию и Норвегию он едет в Англию, сотрудничает там с Дягилевым, рисует эскизы костюмов и декорации к операм Бородина, Римского-Корсакова и Мусоргского.

Современная постановка "Половецких плясок" с декорациями Рериха

Жизнь в США

В 1920 году в Англии происходит знакомство Рериха со знаменитым индийским поэтом, писателем, композитором, художником и общественным деятелем Рабиндранатом Тагором. Именно в это время в результате творческого союза с Тагором (первый нобелевский лауреат неевропеец) начинается работа над первыми текстами Учения Живой Этики — квинтэссенции размышлений Николая Рериха над судьбой мира и ролью человечества. Тогда же было решение организовать экспедицию в Индию и на Тибет.

Однако в 1920 г. отправиться в Индию Рериху было не суждено. Вместо этого по приглашению Чикагского художественного института он вместе с семьей отплыл в США. В последующие годы семья Рерихов с успехом участвовала в художественных выставках по США. А в конце ноября 1921 г. по инициативе Николая Рериха был основан Институт объединенных искусств.

Здание музея Рериха, уроки рисования при музее Рериха, сам Николай Рерих вместе с его сотрудниками и друзьями 1/4
Здание музея Рериха, уроки рисования при музее Рериха, сам Николай Рерих вместе с его сотрудниками и друзьями 2/4
Здание музея Рериха, уроки рисования при музее Рериха, сам Николай Рерих вместе с его сотрудниками и друзьями 3/4
Здание музея Рериха, уроки рисования при музее Рериха, сам Николай Рерих вместе с его сотрудниками и друзьями 4/4

Вначале это была лишь небольшая группа единомышленников. А вскоре уже появились музыкальные факультеты (рояль, скрипка, виолончель, теория композиции), литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, театра и балета. Кроме учебы, здесь устраивались концерты, выставки, выступали признанные мировые светила музыки, живописи, ваяния и т.д. А в сентябре 1922 г. на базе Института объединенных искусств в Нью-Йорке был создан международный центр искусств "Венец мира". Совсем недавно мир вышел из войны, едва очнулся от жутких эпидемий, а здесь русский художник размышлял о единении человека и космоса. Сам Николай Рерих говорил об этом начинании: 

Жизнь подтвердила, что всякое объединение полезно. Подтвердила, что практично (не убоимся и этого слова) иметь под одной крышей разные отрасли искусства, имея общую библиотеку, общую канцелярию, общее художественное выступление, общее руководство и ближайший обмен между отдельными отраслями. Жизненно дать возможность учащимся пробовать свои силы в разных отраслях, пока они не остановятся на окончательном избрании. Жизненно, чтобы происходило общение музыкантов, живописцев, декораторов. Жизненно оказать преподавателю полное доверие, предоставив ему выявить в жизни свои методы. Результаты покажут, прав ли он, ибо, как и во всей жизни, мы должны судить по следствиям. Жизненно давать возможность учащимся как можно скорее пробовать свои силы в жизни, уча их мужеству и охраняя от вульгарности.

Но Рерихи не оставляли мечты отправиться в экспедицию в таинственную Индию, на Тибет, представлявшийся им первоосновой, колыбелью цивилизации. И в 1923 году они предприняли свое первое индийское путешествие. За год странствий они посещают остров Элефанта, древние комплексы Аджанты и Эллоры, места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Агру, Калькутту и др. Встречаются с учителями в храме, стоящем на пути из монастыря Гум в Дарджилинг. Направляются к Гималаям, в независимое в то время княжество Сикким, посещают его старинные монастыри: Ташидинг, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Далинг, Роблинг. Но это было лишь начало. С этой поры Николай Рерих понял, что вся его дальнейшая жизнь будет связана с Тибетом.

Рерих в Джайпуре, с Буддой и манчжурским ламой 1/3
Рерих в Джайпуре, с Буддой и манчжурским ламой 2/3
Рерих в Джайпуре, с Буддой и манчжурским ламой 3/3

Тайные операции Рериха

Возвращение Рерихов в США и их новая центрально-азиатская экспедиция 1924-1928 гг. окутаны легендами. Одна из них гласит, что именно Рерих, чтобы добиться расположения властей, по заказу американского казначейства нарисовал ту самую знаменитую однодолларовую банкноту, в которой любители конспирологии находят столько тайных знаков и скрытых смыслов, что масонским ложам впору поднимать изображение купюры вместо собственного флага. По официальной версии, над дизайном доллара работал эмигрант из России Сергей Макроновский. Но найти каких-либо следов этого замечательного художника-графика пока не удалось. А по расхожей легенде за неведомым Макроновским скрывался Рерих. Можно утверждать, что такая работа не в духе Рериха и, вероятно, он не был вышеупомянутым таинственным русским эмигрантом. Однако говорить о том, что он не рисовал доллар, пока нельзя.

Другая легенда утверждает, что в экспедиции Рериха под видом монгольского ламы участвовал высокопоставленный советский разведчик, в прошлом начальник охраны Троцкого, убийца немецкого посла графа Мирбаха, друг Есенина, человек очень пестрой и трагичной судьбы Яков Блюмкин. На сегодняшний день этот факт отрицается всеми рериховскими обществами. Однако Блюмкин в то время действительно находился в Монголии в качестве представителя ОГПУ и после возвращения в Москву (вместе с Николаем Константиновичем) был награжден в ту пору скупой на ордена советской властью. В чем была его миссия и какое отношение имел к ней Рерих, по сей день неизвестно. Документы, касающиеся Гималайской экспедиции, не рассекречены. 

Подписание "Пакта Рериха" Франклином Рузвельтом, делегаты второй конференции под эмблемой пакта, марка с эмблемой на 50-летие подписания 1/3
Подписание "Пакта Рериха" Франклином Рузвельтом, делегаты второй конференции под эмблемой пакта, марка с эмблемой на 50-летие подписания 2/3
Подписание "Пакта Рериха" Франклином Рузвельтом, делегаты второй конференции под эмблемой пакта, марка с эмблемой на 50-летие подписания 3/3

Но сам Рерих был выше этой суеты: тайные операции, финансовые коллизии не занимали его. В его голове царили мысли о будущих экспедициях, рождались образы для еще не написанных полотен и слова для новых книг. Продолжением и развитием той самой, отброшенной императором, программы защиты культурного наследия ему представлялся новый всеобъемлющий документ мирового звучания: "Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников" — так он будет называться официально или же, без протокола, "Пакт Рериха". Именно тогда, в 1928 году, после возвращения из экспедиции, Николай Константинович начал работу над этим эпохальным документом. Государственные системы, которым всегда было "не до того", дали трещину. В 1935 году первые страны поставили свои подписи под этим историческим пактом. Договором, соединяющим мир за окном и волшебный мир Рериха.

Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем.