Нет, пожалуй, в России большей путаницы в праздниках, чем 23 февраля и 8 марта. Они давно утратили прежние смыслы и превратились просто в гендерные дни: сначала поздравляют всех мужчин — и служивших, и нет, — а потом всех женщин. В наши дни 8 Марта — это всего лишь "еще один выходной" и повод подарить цветы. О социальных и политических смыслах давно забыли. Между тем женский день раньше ассоциировался с борьбой за равные права и независимость. Владимир Свержин решил напомнить о тех женщинах, которые боролись прежде всего со стереотипами и доказали, что не может быть деления на "женское" и "мужское" дело. Они стали своего рода "покорительницами стихий" и были первыми в тех областях, в которых женщин никто и не ждал.
Валентина Гризодубова
Валентина Гризодубова родилась 14 апреля 1909 года в Харькове в семье одного из первых российских летчиков и авиаконструкторов. Девочка буквально выросла в мастерской своего отца и разбираться в деталях аэропланов начала еще в то время, когда ровесницы играли в куклы. В два с половиной года она впервые поднялась в небо на самолете конструкции своего отца. Тот лично пилотировал собственное "летательное средство тяжелее воздуха" (называть эти удивительные воздушные этажерки самолетами язык не поворачивается), привязав к себе дочь ремнями.
Конечно же, пилот чрезвычайно рисковал — аэропланы той поры вообще летали почти чудом. Но полет оказался удачным, и Валентина навсегда влюбилась в небо. Первый самостоятельный полет она совершила в 14 лет, поднявшись над Крымскими горами на легком планере в Коктебеле. С этой поры судьба девушки была навсегда решена. В 19 лет, пройдя трехмесячную подготовку в Харьковском аэроклубе, юная студентка технологического (политехнического) института уже получила диплом пилота.
Время было особое, лозунг "молодежь на самолет" звучал руководством к действию, и Валентина Гризодубова была в первых рядах "летучего поколения". В ее новой жизни было много места небу и самолетам, и вовсе не осталось времени для чего-либо иного. Оставив технологический институт, она поехала в Тулу продолжать летное образование, затем в Пензу на курсы летчиков-инструкторов. После их окончания вернулась в Тулу инструктором.
Затем было подмосковное Тушино и направление в Москву в образцовую агитационную эскадрилью имени Горького. В ее составе Гризодубова облетела всю страну, демонстрируя способность женщины покорять не только мужские сердца, но и небеса. И везде она учила горящих желанием летать юношей и девушек и один за другим ставила мировые рекорды — высоты, скорости, дальности полета...
В 1936-м Валентина Гризодубова поступила на службу в Красную армию, а уже в следующем году, вместе с летчицами Полиной Осипенко (второй пилот) и Мариной Расковой (штурман) совершила беспримерный по тем временам беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Полет продолжался 26 часов 29 минут. Их самолет АНТ-37бис ("Родина") пролетел 6450 километров — это был эпохальный перелет женского экипажа, которым могла гордиться страна. Но тут стоит добавить, что АНТ-37 был не просто самолетом для рекордов, это дальний бомбардировщик с весьма солидной по тем временам бомбовой нагрузкой. Так что перелет стал весьма ценным испытанием боевой машины. За рекордный полет экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны полковник Валентина Гризодубова командовала 101-м (женским) авиационным полком дальнего действия, затем удостоенным высокого звания Гвардейский (31-й Гвардейский бомбардировочный авиаполк). За время войны Валентина Степановна совершила 200 боевых вылетов, причем большую часть из них ночью. Летала в тыл фашистов к партизанам, бомбила вражеские позиции на тихоходном Ли-2. Но все же неизменно успешно возвращалась на родной аэродром.
С 1946 года Валентина Гризодубова вышла в отставку и работала замдиректора по летной части в НИИ приборостроения. Затем основала уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр. В 1986 году за внедрение бортовых радиолокационных комплексов в гражданской и военной авиации она была удостоена и Звезды Героя Социалистического Труда.
Но не только небо манило женщин, но и море влекло за горизонт.
Анна Щетинина
Анна Ивановна — первая женщина-капитан дальнего плаванья. Она родилась неподалеку от Владивостока 26 февраля 1908 года и уже с 16 лет решила для себя, что будет ходить по морю, и не кем-нибудь, а капитаном. В ту пору руководству Владивостокской мореходки и в страшном сне не могло присниться, что девушка может учиться в их стенах. Морская служба вообще очень непроста, а на Дальнем Востоке так и подавно. Но сдаваться Анна не хотела. Она написала начальнику училища настолько эмоциональное письмо с просьбой разрешить ей поступление, что тот пригласил ее лично на собеседование. Совершенно искренне он пытался отговорить девушку, объясняя, что ее ждет, что кроется за романтикой флотской службы, но Щетинина была непреклонна. В 1925 году, успешно сдав экзамены, она поступила на судоводительское отделение.
Учиться и впрямь было непросто, к тому же, чтобы как-то сводить концы с концами, ей приходилось подрабатывать уборщицей, санитаркой, даже разгружать в порту пароходы. Ломая стереотип, что женщина на борту корабля к несчастью, она прошла путь от палубного ученика до старшего помощника капитана. И наконец в 27 лет получила первое самостоятельное задание — перегнать на Дальний Восток из Гамбурга построенный там на верфи для Советского Союза пароход "Чавыча".
Вот тут о совсем молоденькой (Анна выглядела младше своих лет) женщине-капитане узнал весь мир. В Сингапуре, куда пароход заходил по дороге в Петропавловск, толпа забила набережную, желая своими глазами ее увидеть. Но Щетинина была совершенно спокойна, примерно так же, как год спустя, когда "Чавыча" была затерта льдами Охотского моря. Не теряя самообладания, Анна продолжала руководить экипажем, и моряки ни на минуту не теряли доверия к своему капитану. Спустя одиннадцать дней судно вырвалось из ледяного плена и с минимальными повреждениями вернулось в порт. За спасение судна в критических условиях Охотского моря Анна Ивановна была удостоена ордена Трудового Красного Знамени.
После этого некоторое время она работала начальником Владивостокского рыболовецкого порта, по сути создав его с ноля. Затем для продолжения образования она была направлена в Ленинград. Здесь за два с половиной года капитан Щетинина прошла четырехгодичный курс Ленинградского института водного транспорта и уже готовилась после экзаменов вернуться домой, но помешала война. С первых дней Анна встала в строй. Она вывозила раненых и мирное население, доставляла в Прибалтику военные грузы. Охотившиеся на все, что ходило по Балтике, фашистские самолеты и подводные лодки так и не смогли поймать и как-то повредить ее корабль. За отвагу и доблестный труд капитан была награждена медалью "За оборону Ленинграда".
Осенью 1941 года она все же была откомандирована на Дальний Восток. Через его порты шли поставки лэндлизовских грузов из Америки и Канады. Тихоокеанский флот остро нуждался в опытных капитанах, знающих повадки непростых морей. Капитан Щетинина была отличной кандидатурой. Она командовала несколькими военными транспортами, в 1943 году участвовала в спасении экипажа парохода "Валерий Чкалов", а вскоре ее собственный корабль "Жан Жорес" едва не пошел на дно из-за ошибки судостроителей. В Аляскинском заливе транспорт, оказавшись на гребне двух волн, треснул пополам. Но Анна взяла ситуацию под контроль, и "Жан Жорес" с трещиной во всю палубу в шторм смог пройти 500 миль (1 морская миля — 1852 метра) и добраться до ближайшего американского порта. На невероятную женщину–капитана с восторгом глядела вся Америка, пожать ей руку спешили самые именитые политики и промышленники страны.
Вернувшись на родину, она продолжила службу. Войну она закончила только в августе 1945-го, доставив на оккупированную японцами южную оконечность Сахалина наш десант.
После войны Анна Ивановна командовала разными транспортными кораблями, в частности именно ей было поручено доставить в Петродворец похищенные фашистами из Петергофа статуи. К 70-летию она наконец была удостоена звания Героя Социалистического Труда, а с недавних пор ее имя носит один из остров Курильской гряды.
Но если небо и море влекли многих, то "зарывать в землю" свои таланты женщинам хотелось довольно редко. Однако и в этом правиле имелись исключения.
Елена Карбышева
Дочь такого деятельного, идейного и смелого ученого-инженера, кажется, и не могла выбрать другое дело. Профессия инженера, а уж тем более военного инженера, никогда не считалась ни романтичной, ни особо престижной, ни уж тем более женской. Какая уж тут романтика — строительство крепостей и укрепленных линий, возведение мостов, наведение понтонов и прокладка дорог. Что интересного может быть в минах, подкопах, фугасах и всякого рода невзрывных заграждениях? Но она была убеждена, что все это чрезвычайно интересно и нужно. И она была готова служить Отечеству на этой непростой стезе. Не зря же девиз военных инженеров гласит "Без нас — никто!", а в прежние времена именно эти воинские части называли "пионерными" — идущими впереди. Елена усвоила это с раннего детства.
В 1938 году, с отличием закончив школу-десятилетку, она твердо решила продолжать дело отца. Конечно же, ее пытались отговорить, но Елена была непреклонна. Она подала документы в Военно-инженерную академию им. Куйбышева на морское отделение и вскоре стала первой и единственной девушкой-курсантом. Перед войной отделение получило статус училища (Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище) и было переведено в Ленинград. Поблажек для необычного курсанта делать никто не думал, да и сама она их не желала. Быть дочерью генерала Карбышева означало всегда демонстрировать высочайшую дисциплину и безукоризненные знания.
С началом войны курсанты немедленно были направлены на строительство прибрежных укреплений. Всем было понятно, что враг направит на Ленинград один из основных ударов. И каждое укрепление сможет затормозить его натиск. Как показал опыт Ораниенбаумского пятачка, державшегося всю войну рядом с блокадным Ленинградом, эти укрепления были весьма кстати. Среди тех, кто строил линию обороны Северной столицы, была и Елена Карбышева.
По льду Ладоги, под немецкими бомбами личный состав училища был выведен из города и переправлен в Ярославль — грамотные военные инженеры были чрезвычайно нужны фронту. Закончив училище, получив офицерские звездочки, Карбышева была направлена строить укрепления черноморского порта Поти. Именно здесь она получила известия об ужасной гибели отца. Но его дело продолжало жить. За доблесть и высокий профессионализм Елена Карбышева была награждена боевыми орденами и медалями.
Сегодня о ее профессиональных достижениях можно сказать немного — служила она на Черноморском побережье, строила "объекты", как обычно безлико именуются стратегически важные, зачастую полностью засекреченные сооружения. Служила в Главном штабе ВМФ. Дальше в ее "личном деле" появилась короткая строка: аналитик Главного разведывательного управления Генерального штаба. Не совсем обычное дело для подполковника инженерных войск. Но эта строчка несколько объясняет скудость имеющихся сведений об этой незаурядной женщине.
Выйдя в отставку, до самой смерти она занималась активной общественной работой, увековечивая память о своем отце — доблестном генерале Карбышеве. Вероятно, со временем придет день, когда и память о самой Елене Карбышевой будет должным образом увековечена.