Статьи

Это все твое, родное: как правильно Родину любить

Это все твое, родное: как правильно Родину любить

Учебник по экономике для 10-11 классов убрали из федерального перечня школьной программы — он оказался "недостаточно патриотическим". По словам автора, претензия состоит в том, что он учит детей тому, чему нельзя учить, а его примеры "не способствуют любви к Родине". О патриотизме спорили в интервью Юрий Дудь*** и Дмитрий Киселев, у каждого свое понимание того, что это такое и как его выражать. Тем временем в обществе идет дискуссия об установке памятника герою кинодилогии "Брат" Даниле Багрову. Платон Беседин объясняет, как эти темы связаны и как отличить настоящий и мнимый патриотизм.

В феврале 2016 года Владимир Путин заявил, что для России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. "Это и есть национальная идея", — сказал президент. Мысль справедливая — правдивая.

Беда в другом — нет единственно верного определения патриотизма. Тем более в России. Каждый понимает его по-своему. И зачастую выставляет в отрицательном свете. Причем неважно, негатив этот идет от желания патриотизм воспеть или наоборот очернить. Эффект жуткий, в обоих случаях одинаков. 

В одном варианте нам рассказывают, как хрестоматийно Родину любить. Вот и учебник по экономике изъяли из школьной программы из-за того, что он не был достаточно патриотичен. То есть восприятие Родины подгоняется под универсальный канон, отход от которого чреват маргинальным статусом. Оттого "патриотическая" система выглядит столь закостенелой.

Мы уже проходили это в советском прошлом, когда замполиты, редакторы, культурные работники и прочие разъясняли, как правильно воспринимать Родину, давая некий устав. Но именно из комсомольских работников высшего звена и вышли те, кто затем с удовольствием прикончил Советский Союз.

Патриотический устав, инструкция по применению неизбежно превращает отношение к Родине в бизнес, а ее саму – в товар. Даже чистые начинания мутируют в кампании по заработку денег. Патриотизм становится работой, а попадание в соответствующий пул — собеседованием, где нужно, согласно рекомендациям, говорить только правильные вещи.

В том числе и по этой причине народ, при всей обширности этого определения, все более настороженно относится к патриотической идее. Тенденция эта опасная, но логичная. Потому что любой бизнес построен на конкуренции и "круге своих". Патриотический — не исключение. Банальный закон рынка: нет смысла платить тому, кто тебя и так любит. В результате мы имеем сотни "патриотов" на зарплате, замкнувших круг и не пускающих туда людей искренних.

С другой стороны, мы видим тех, кого в принципе раздражают любые проявления патриотизма. Зачастую раздражают на физиологическом уровне. Да, в некоторой степени это следствие навязываемого патриотизма, но в еще большей степени искривленность сознания как такового. Причем одни и те же люди парадоксальным образом плюются на позиционирование государства в России, но абсолютно нормально воспринимают аналогичное на Западе. Они мямлят нечто о тоталитаризме с одной стороны и о свободе с другой. Придя на хоккейный матч в США, они радостно подпоют американскому гимну, звучащему перед каждым матчем, но в России отнесутся к подобному критически. К слову, нет на самом деле страны, где патриотизм навязывался бы более, чем в США. 

Такой подход объясняется не только болезненностью сознания, но и жесточайшей ухабистостью российского пути. Две революции за один век и постоянные смены курсов, когда людям (и без того от природы мятущимся) постоянно рассказывают, что так, как раньше, жить нельзя. Сбитая система координат банально не успевает восстановиться, а ее расшатывают еще больше. Все равно что покосившуюся карусель пытаться выправить скотчем. 

Это приводит к ключевому — утрате объективности по отношению к Родине. Одни не позволяют никакой критики в ее адрес, существуя в фальшиво-диковинном "Дне опричника". Другие, наоборот, фонтанируют критикой, как прорванная канализация, но зерен в нескончаемом вале плевел отыскать априори невозможно. Два этих сообщества больны разными вирусами, но оба вызывают слепоту и глухоту, а потому одинаково ведут к пропасти. 

Меж тем одним из базисов патриотизма как раз-таки и является умение и даже необходимость критики. Абсолютная же стерильность с одной стороны и абсолютная вседозволенность с другой разделяют наше общество, в конечном счете сводя конфликт к подобию гражданской войны. 

И хорошим примером того, как надо Родину полюбить, благодаря и вопреки является киногерой Данила Багров из двух "Братов" Алексея Балабанова. Сейчас идет дискуссия о необходимости установки ему памятника в Москве. На этом этапе проект отвергнут. Основная причина, полагаю, — ксенофобия, резкость и бандитизм Данилы. Меж тем именно он стал первым, если угодно, русским супергероем, воплощающем на экране пример действенного патриотизма. 

Безусловно, Багров — персонаж неоднозначный и достойный критики, как минимум за наклонности отморозка. Однако в чистоте своей он наделен чертами, свойственными настоящему, действенному патриоту. И прежде всего это связь с родной землей, близкими и всем русским народом — личная ответственность за них. Багров не понимает, для чего ему переезжать в Америку ("Зря вы так, я Родину люблю"), но совершенно ясно осознает все недостатки собственной страны. Прошедший войну, он выносит из нее главное: русские своих не бросают, а потому не столько мстит за убитого друга, сколько завершает его дело. Чувство долга, личной ответственности — вот что движет им в первую очередь. 

Его нельзя отодвинуть в сторону. Во многом потому, что Багров инспирирован подлинно русским идеалом — желанием восстановить справедливость, ради которой и погибнуть можно. Когда он произносит свое сакраментальное "Сила в правде", то подразумевает именно что справедливость. И это не общее понятие в его случае, а вполне конкретное чувство. 

Вот, собственно, чего не хватает сегодня российскому патриотизму — нацеленности на результат не ради себя, но ради ближнего, ради создания общества, способного стремиться к весомому идеалу. К слову, у героя нет ни размытости общих слов, ни слепой ненависти. Патриотизм Данилы Багрова — это максимально персонифицированное восприятие родного, от колоска до друзей-братьев, с пониманием и принятием всех недостатков, с желанием устранить их, но с надеждой не на другого (приятеля, чиновника и т.д.), а исключительно на себя. 

Так вот, патриотизм, о котором все разговоры, — это и ответственность, и долг, и осознание, и, главное, личная деятельная вовлеченность в процесс, когда объектом восхваления или нападок становится не абстрактная Родина, а каждый ее фрагмент, даже самый микроскопический, складывающийся в единую мозаику. Ту, что нам еще предстоит сложить. Или быть списанными как "неправильные учебники".

  • * внесен Минюстом РФ в список иноагентов
  • ** внесено в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента