23 апреля на онлайн-платформе Premier вышел первый эпизод сериала "Мир! Дружба! Жвачка!", посвященного 90-м. Съемки проходили в Туле. Режиссером проекта выступил Илья Аксёнов, до этого отметившийся фильмами "На край света" и "КВНщики". Иван Афанасьев рассказывает, почему этот сериал можно в полной мере назвать эпическим, несмотря на комедийную начинку и отсутствие каких-то социальных высказываний.
Любовь к прошлому — это вообще какое-то характерное для русского человека чувство удивительной силы. Коллективная память в нашей стране — сильнейшая в мире, с ней могут состязаться разве что французы с их Великой Революцией. А что сплотит лучше, чем гордость за перенесенные страдания? Из ближайших мытарств русского народа у нас приснопамятные 90-е, которые затронули так или иначе, кажется, всех. И поэтому современникам их проще всего осмыслять — разумеется, проецируя в современность, порой даже неосознанно. Отсюда такая любовь к бандитской тематике, АУЕ*, шансону как доминирующему жанру музыки, а заодно криминальным сериалам — не зря же у нас самым культовым российским режиссером был и по сей день остается Балабанов, народным героем — Данила Багров из "Брата", а главным отечественным сериалом всех времен — "Бригада" с Сергеем Безруковым.
В этом плане создатели сериала "Мир! Дружба! Жвачка!" смогли избежать самых больших ошибок, на которые могли напороться, — они не стали по сотому кругу переносить свои переживания о будущем в прошлое. Все гораздо проще: перед нами вполне себе такой жанровый драмеди с уклоном в развлекательность, а не угрюмые размышления о том, как тогда плохо, а заодно и ужасно, да еще и кошмарно жилось. Сюжет повествует о забавных злоключениях группы подростков, живущих в типичном провинциальном городке того времени. В центре — Санька Рябинин из интеллигентной семьи, не от хорошей жизни вынужденной торговать дешевым нижним бельем на рынке. Папа — доцент университета, делающий робкие шаги на стезе писательства, мама — железная русская женщина с предпринимательской жилкой. По стечению обстоятельств, спасаясь от местных хулиганов, Саша угоняет, а затем случайно разбивает машину местных криминальных элементов кавказской национальности, из-за чего Рябинины всей семьей "попадают на бабки". В ситуацию встревает недавно приехавший из Афганистана Алик, дядя главного героя, который вместе с сослуживцами сколотил свою группировку. В итоге Саша и его друзья косвенно становятся причиной войны между двумя ОПГ.
Такой серьезный подход к сюжету вовсе не делает сериал криминальным триллером в духе все той же "Бригады" и не превращает его в "бандитскую Тулу". Легкость повествования — то, что отличает фильм "Мир! Дружба! Жвачка!". Первым делом замечаешь живую, очень честную и искреннюю речь героев, хотя с интонациями дети, бывает, слегка перебарщивают, но такова специфика формата. Сразу стоит готовиться к тому, что, т.к. сериал выходит в онлайне, как и в недавнем "Последнем министре", матерятся тут со вкусом, но, что интересно, за главными подростками я этого не заметил — наверное, создатели перестраховываются. В остальном диалоги очень хорошо прописаны: все эти самовосхваления в духе "да я мастер файтингов на Dendy", особенно перед женским полом, очень веселят, и ты даже не замечаешь, как начинаешь улыбаться во весь рот. Есть, правда, некоторая гипертрофированность в речах дяди Алика, который разговаривает как герой фильмов Гая Ричи, сплошными панчлайнами, но это работает на создание образа. Зато удалось избежать стереотипности кавказских бандитов: испортить их шаблонными "э, слищищ, ти аткуда будиш э" было проще простого.
Вроде бы мелочи — подумаешь, речь! Но трудно не согласиться, что из таких деталей и складывается впечатление. И произвести его авторам удается как раз благодаря скрупулёзности в воссоздании духа эпохи. Речь даже не только про то, чтобы выкатить характерные "девятки" и "бэшки", дать героям в руки джойстики от приставок и поставить на прилавки магазинов "соломку" в характерных коробочках. Тут решают нюансы: лично меня, например, зацепил момент, когда один из героев, какое-то время хранивший ав спичечном коробке таракана в качестве питомца, выпускает его на волю. Сам в детстве держал в таком жучка-бронзовку. И таких деталей в сериале — вагон и маленькая тележка. В совокупности они создают тот самый эффект "взаправдашности", который, конечно, может разрушиться, если начать копаться в деталях интерьера и одежде. В комментариях в соцсетях и на популярных сайтах уже начались претензии в духе "поясни за шмот", мол, прически такие не носили, часы у героев модные, а одежда будто только из "Зары". Ну что ж, слава Богу, авторы и не гонятся за точным документированием эпохи, для них важнее другое — они используют антураж, чтобы создать органичный и интересный, самобытный сеттинг истории.
А вместе с ним и настроение. На мой взгляд, это редкий случай, когда создатели смогли идеально попасть в интонацию. С одной стороны, перед нами сериал про мрачное время нашей страны, его отголоски слышны повсюду: мат-перемат, "иди сюда, за базар ответь", рейды на районные рынки и первые компьютерные клубы, которые крышуют банды. Единственное, не совсем понятно, откуда у семьи главного героя такая внушительная квартира, если его родители вынуждены торговать трусами на рынке. Это немножко разрушает красивую иллюзию утраченного времени. Но в сериале и так много условностей, так что это тоже можно списать — чай, не строгий исторический фильм смотрим. При этом удается балансировать между в меру суровой криминальной историей и авантюрной подростковой романтикой в духе "Очень странных дел", разве что демогоргонов не хватает. Приключения главных героев включают в себя столкновения со старшими, прогулки по трубам, встречу с доктором, лечащим пулевые ранения зеленкой, и, конечно, впереди их ждет любовь и конкуренция — с самого начала в компании окажется симпатичная девчонка. Не то чтобы нам не хватало погружения в детство, но лично меня ощущение дежавю накрыло с головой.
Заодно стоит сказать про очень внятно прописанных героев — такое редко бывает в нашем набирающем обороты сериальном проме. При этом все равно остается место для некоторой карикатурности — скажем, сложно представить, чтобы глава "кавказцев" импозантно прогуливался по личной теплице и рассуждал о красоте цветов с изяществом ботаника из МГУ. Зато вы уж точно запомните каждого персонажа: что обидно, особенно удались даже не дети (они классные, но еще не столь харизматичные), а второстепенные герои. Папа главного героя в исполнении Степана Девонина (муж и муза Натальи Мещаниновой, сценаристки "Аритмии" и "Шторма") — романтичный тюфяк, которому не вовремя приспичило написать гениальный роман, да так, что он свои экзерсисы даже в туалете редактору сует, слабый пример Саше для подражания, зато очень поэтично умеет читать Маяковского вслух! Потому ролевой моделью становится дядя Алик — его роль исполняет Юра Борисов, один из лучших молодых актеров современности, который уже играл в другом фильме про 90-е – "Быке" Бориса Акопова, и там у него была главная роль. Но там он был эдаким Данилой Багровым, суровым и отчаянным героем боевика. Здесь же он, сохраняя фирменную маскулинность, скорее разыгрывает цыгана Микки из "Большого куша": грубого, не лишенного острого чувства юмора крутого, эдакий выразительный штамп, печать эпохи.
Наконец, настроение воссоздает тщательно подобранная музыка, которая, кстати, тоже успела стать причиной споров вокруг недостоверности: рядом с треками Доктора Албана и Татьяны Булановой соседствуют песни российского электронного музыканта Mujuice, которых, понятно, никак не могло быть в то время. Впрочем, глупо упрекать сериал за это: песни играют за кадром, а не доносятся из машин и магнитофонов. Да и в целом ритмичные техно-синти-поп композиции Романа Литвинова идеально сочетаются с энергетикой сериала. А я уже говорил, что для режиссера важнее всего было не воссоздать историческую реальность эпохи 90-х, а поместить зрителя в знакомый, яркий и интересный мир. Этим "Мир! Дружба! Жвачка!" и ценен: он не грузит зрителя насущными проблемами, которых и так хватает в эпоху самоизоляции, а предлагает легкий и ироничный взгляд на историю нашей страны, без этих вот тыканий пальцем в экран, мол, "вон, сына, посмотри, как батя жил!". Да, жил, но блатняк с чифирком можно убирать: в мире сериала герои морщатся, когда им предлагают черную икру есть ложками из банки из-под компота, зато радуются чупа-чупсам и чокаются баночками с "Фантой". Да, и в 90-х у кого-то могло бы интересное, светлое и в меру счастливое детство.
- * экстремистская организация, запрещенная на территории России