В марте текущего года фирмы из России побили национальный рекорд по объему морского экспорта нефтепродуктов. Относительно аналогичного периода прошлого года фиксируется рост в 31,2%, достигнут показатель в 3,13 млн баррелей в сутки. Об этом, ссылаясь на данные аналитического агентства Kpler, сообщают "Ведомости".
Столь высокий результат обусловлен действием западных санкций – речь идет об эмбарго Евросоюза и поддержанных "Большой семеркой" потолках цен на нефть и нефтепродукты. Примечательно также падение поставок в феврале 2023-го из-за штормовой погоды на Черном море, поэтому сыграла роль в том числе реализация отложенного спроса.
Ключевыми покупателями нефтепродуктов из России стали Турция, Бразилия, государства Азии и Африки. В частности, относительно дизельного топлива на Турцию пришлось 440 тыс. баррелей ежедневно, на Бразилию – 112,4 тыс., на Ливию – 68,4 тыс., на Марокко – 63,7 тыс. Еще 271,5 тыс. баррелей в сутки поставляется "в неизвестном направлении".
Крупные партии российского бензина закупили Объединенные Арабский Эмираты – 59,4 тыс. баррелей в сутки, далее – Нигерия (52,6 тыс.), Сингапур (13,4 тыс.), Индия (11,2 тыс.), Гана (10,5 тыс.), Ливия (10 тыс.) и Марокко (9,3 тыс). Направления поставок еще 23,3 тысячи баррелей в сутки осталась неизвестными.
21 января США пришли к соглашению с союзниками по условиям введения потолка цен на российские нефтепродукты. Всего установлено два потолка: первый касается нефтепродуктов, которые продаются с премией по отношению к сырой нефти, в основном это дизельное топливо и бензин, второй — мазута и керосина, которые обычно торгуются с дисконтом. Ограничения вступили в силу 5 февраля.
Перевозившие российское топливо судовладельцы начали по рекордным ценам продавать танкеры. Корабли приобретают "неизвестные лица", планирующие продолжить поставки нефтепродуктов и нефти из России. С 1 по 28 марта на рынке танкеров было продано 54 судна, перевозящих нефть и нефтепродукты – из них только в 12 случаях покупатели были известны. Остальные сделки остались непрозрачными, доступна только информация об их размещении: Турция, Китай, Ближний Восток и Сингапур.
Ранее стало известно, что стоимость фрахта танкеров растет из-за ухода судов в тень. В общей сложности за прошлый год к неизвестным владельцам перешло больше 100 судов. Общий размер теневого флота может составлять больше 600 вымпелов, из них треть приходится на танкеры для перевозки сырой нефти. С "белого" рынка ушли танкеры на $2,2 млрд, и цены на перевозку пошли вверх. Пару месяцев назад средняя стоимость дневного фрахта для транспортировки дизельного топлива через Атлантику составляла $10 тыс., сейчас – не меньше $55 тыс.