Общество

Почти 30% российских школьников сталкиваются с травлей

Почти 30% российских школьников сталкиваются с травлей

По всему миру с травлей, агрессивным преследованием сталкиваются примерно 35% учеников, в России проблема коснулась 27,5% школьников. К таким выводам пришел институт образования ВШЭ, который проанализировал итоги более 80 исследований подросткового буллинга за рубежом и в России.

Жертвами агрессии чаще всего становятся дети, которых дома не поддерживают эмоционально, но чрезмерно контролируют. Такие ребята часто не рассказывают о проблемах родителям и учителям.

Для них характерно замалчивание проблемы перед родителями и учителями. При этом число школьников, над которыми издеваются одноклассники, в пять раз больше, чем кажется учителям, отмечают ученые. Агрессорами же чаще становятся дети отцов, которые в свою очередь сами травили одноклассников в школьные годы. В группе риска также находятся семьи, где родители не согласуют методы воспитания: например, если "невовлеченность отца сопровождается сверхконтролем со стороны матери".

"Проведенные нами в школах Уссурийска исследования показали, что большинство опрошенных школьников не рассказывают о случаях травли учителям", - поделилась кандидат психологических наук, доцента кафедры психологии образования Школы педагогики Дальневосточного федерального университета Ольга Калиниченко.

По ее оценкам, замалчивание буллинга "приводит к групповой агрессии". Причем она подчеркнула, что учителя склонны занижать число предполагаемых жертв среди учеников, но относительно верно оценивают число предполагаемых инициаторов.

"Однако тот факт, что ученики, отмеченные учителями, как правило, и сами признавались, что издеваются над сверстниками, может свидетельствовать, что часть учеников проявляют агрессию открыто, не скрываясь от учителей", - говорит Калиниченко. При этом почти половина школьников, записанных учителями в "жертвы", отвечает отрицательно на вопрос об издевательствах со стороны сверстников.

Как отмечает доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета Рустам Муслумов, в школе активные формы агрессии распространены гораздо шире, чем в вузе, где "преобладают косвенные формы - сплетни, оскорбления". По данным психологов, напряженность в коллективе может создавать чрезмерная конкуренция или избыток свободного времени, "оторванность от жизни, невозможность проявить инициативу в обучении и поиск путей проявления в других сферах".