Деньги

"Коммерсант" узнал о ведении банками неофициальных "черных списков" клиентов

"Коммерсант" узнал о ведении банками неофициальных "черных списков" клиентов

В России начал действовать механизм двухуровневой реабилитации банковских клиентов, получивших отказ в обслуживании. Однако кредитные учреждения нашли способ обойти новые правила, сообщает газета "Коммерсант".

Банки начали создавать собственные неофициальные "черные списки", чтобы не выполнять требования Центробанка и Росфинмониторинга о реабилитации клиентов.

"Чтобы не связываться с утомительным процессом реабилитации, банкиры стали все чаще отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг", - уточняет издание.

Такие отказы нигде не фиксируются, поскольку большинство физических лиц не настаивают на документальном подтверждении отказа банка, а кредитное учреждение имеет право не сообщать клиенту о его ошибках.

"Проблема в том, что в крупных банках с развитой розницей выявление сомнительных транзакций происходит в автоматическом режиме. И когда летом 2017 года ЦБ начал рассылать списки отказников, кредитные организации автоматом стали заносить всех сомнительных клиентов в эти списки", - подчеркнул сопредседатель комитета Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.

По его словам, в банках часто нет механизмов исключения клиентов из официальных "черных списков", а игнорировать подозрительные операции кредитные учреждения не могут из-за контроля со стороны властей.

Согласно новым правилам, на первом этапе банк самостоятельно принимает решение об устранении оснований, по которым ранее клиенту было отказано в проведении операций, и удалении данных из единой базы. Второй уровень реабилитации, в свою очередь, касается случаев, когда банк отказывается пересмотреть свое прежнее решение. В этом случае заявление клиента будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга.

Полноценно этот механизм начал работать во второй половине апреля.